Panos Cosmatos. От «Черной радуги» до «Мэнди»

Jan 11, 2022 17:50





«Beyond the Black Rainbow» 2010 "Mandy" 2018

Фильмы посмотрел по наводке одного френда. Раньше даже близко нечего о них не слышал, и это странно… Кинематограф как мировой океан продолжает приносить сюрпризы. Заинтересовала в первую очередь имя-фамилия режиссера. Не в том смысле что странное на наш слух, а в том что смутно напомнила что-то из 70-80х. Да, это тот самый Косматос который когда-то снял «Кобру», вернее не он, а его сын. А вспомнить я не мог потому что фильмы-то я эти конечно смотрел на VHS но особо фанатом такого кино не был.

И вот Косматос младший. Чувак после смерти матери, а затем отца в 2005 году пребывает в перманентном делирии. К концу нулевых он с огромным трудом выныривает из собственного состояния «расширенного сознания» и снимает свой дебютный фильм, который финансирует на бабки от проката старого отцовского фильма на ДВД. «Beyond the Black Rainbow» «По ту сторону черной радуги» - чисто синефильский эксперимент, заведомо лишенный коммерческой направленности. Кроме всего прочего, работа над фильмом таки помогла обрести чуваку новые смыслы в жизни, а это уже не мало. Фильм обошелся чуть больше млн. долларов, он прост и сложен одновременно. Предельно простой сюжет и сложный визуал это как бы заведомое соединение творчества Косматоса старшего и его жены - авангардного скульптора. Причем людей противоположного этнического склада: отец греческого происхождения, а мать шведка.





Творчество Birgitta Ljungberg-Cosmatos матери режиссера.

Картина прямо скажем странная, и дело даже не в футуристической стилизации с яркой кислотной палитрой, не в тяжелейших как сироп крупных планах и не в огромном количестве отсылок к целому пласту культуры 70-80х. Дело то в том, что при внимательном просмотре, медленно начинаешь понимать что это вот все не оммаж и не ностальгия, а скорей очень глубокая ненависть, хоть и выраженная возможно средствами привлекательными для режа. Здесь, с большой долей вероятности можно предположить серьезную психологическую травму присущую именно поколению следующему за бэби-бумерами. В этом смысле Панос Косматос не одинок, слишком много подобных поколенческих феноменов можно встретить, разбирая биографии детей знаменитых деятелей 60-70х. По большому счету все панк-движение можно считать ответом поколению родителей-хиппи.



George P. Cosmatos на съемках "Рембо 2"

Непосредственно о фильме. Дело происходит в 1983 году, в некоей лаборатории некоего профессора озабоченного улучшением человечества. Основной сюжет прерывается флэш-беками в 1966 год - к началу экспериментов. Действующие лица: самонадеянный профессор Арбория, его ученик - съехавший доктор Найл, подопытная девушка Елена, по совместительству дочь профессора. Ну и само-собой, результаты бесчеловечных экспериментов чисто из гуманистических соображений, к финалу окончательно обретают черты «ацкого кутежа и содомии». Весь этот незамысловатый сюжет будет довольно просто проследить, если не отключится к пятнадцатой минуте под влиянием жесточайше растянутого действия, медитативной картинки и жуткого аудио психодела.



Теперь относительно «Мэнди», ибо между «Черной радугой» и «Мэнди», собственно ничего и не было. Возможно чувак восемь лет обдумывал свою следующую нетленку, принимая во внимание неторопливый авторский стиль. Однако второй фильм чувака полностью оправдывает ожидания после первого, и даже больше. В «Мэнди» Панос развернулся по полной. Здесь есть забойнейший King Crimson, все оттенки кислотного и трипы приближенные к реальности, глубочайшие лесные ебеня, далекое ретро 80х, ацкие байкеры-потрошители, маньяковые хиппи-сектанты, лесоруб Кейдж с арбалетом и бензопилой, Линч, Ноэ и Тарантино вперемешку, анимированные вставки в стиле культового Heavy Metal. В процессе выяснения отношений Кейдж будет мочить спевшихся байкеров и хиппи всеми видами оружия, под пение псалмов и порно по телеку.



К финалу будет беспощадно уничтожено практически все контркультурное наследие 1983 года, ибо «Мэнди» так же как и «Радуга» отсылает нас именно в этот год и не годом позже. Что же произошло с несчастным девятилетним Паносом в далеком 1983 году? Смотрим. Во-первых, в том году его семья перебралась из Италии в Канаду, а его родитель Джордж Косматос снял свой первый ужастик (до этого он снимал исключительно боевики). Во-вторых, где-то в это же время произошел случай описанный самим Паносом как исключительно для него важный. Дело в том, что папаша с мамашей строго запрещали сынку смотреть ужастики, но мелкий Косматос извернулся и таки посмотрел «Чужого» в отражении стеклянной двери. Остальное можно домыслить таким например образом: 1) мелкий Косматос ошибся и посмотрел например ужастик папаши под названием «Неизвестная тварь», отчего вкупе с искажением изображения в отражении дверки и произошел некий когнитивный диссонанс и травма, 2) или например если принимать во внимание странную привычку мелкого подсматривать, а  старших запрещать, можно предположить что Панос стал свидетелем куда более травмирующих реальных событий чем какой-то ужастик 3) а скорее всего, эти два вероятных впечатления спаялись в сознании Паноса в нечто совсем уже невероятное и стали причиной его последующих проблем в сфере употребления веществ. Что косвенно может подтверждаться его творчеством, которое как известно в таких случаях является компенсирующим и замещающим. (Вот это я дал психоанализ… сам хренею).



Так или иначе, но «Мэнди» конечно же нельзя оценивать как проходной банальный трэш, «Мэнди» это оригинальный штучный продукт порожденный больными воспоминаниями и длительными опытами по расширению сознания. Кроме того там еще и достаточное присутствие черного юмора, а это уже для меня явный плюс. Принимая во внимание последний факт я готов мирится даже с присутствием Николаса Кейджа в главной роли, кстати говоря показавшего совершенно неожиданную сторону своих актерских возможностей, чего собственно никто уже не ожидал.



Тут надо отметить, что вообще-то фильмы стали полной неожиданностью для зрителей, и в смысле своей формы и содержания и конечно Кейджа. По этой причине, рунет просто разорвало пополам холиварами и совершенно противоположными оценками. Да, мнения разделились кардинально, на полное восхищение и полное неприятие даже среди «продвинутых» киноманов. Что уж говорить о массе молодежи не замороченной историческими и культурными знаниями и приученной к марвеловским комиксам. Собственно по этой причине видимо большинство непониманий и шутки про фамилию… все это впрочем изрядно доставляет…















































































































































кино и немцы

Previous post Next post
Up