Эдуард "Рэтд" Старков. 24 года со дня смерти

Mar 06, 2021 20:25





Недавно, 23 февраля, исполнилось 24 года со дня гибели Эдика Старкова... и это просто вводит в жесточайший фейспалм. Ну, а так, вспоминаем чувака. Тогда ему было 27 лет. Музыку, песни он писал просто улетные и ни на что больше не похожие.

image Click to view



Эдуард "Рэтд" Старков (08.07.1969 - 23.02.1997) - гитарист, вокалист, композитор группы Химера, которая по мнению многих является самой недооцененной командой, из появившихся в России в начале 90-годов прошлого века. Этот интервью посвящено 10-ой годовщине трагической гибели лидера группы.



Группа Химера начикалась как Депутат Балтики. Расскажи, как это было.

Было нас пятеро, был еще Гена (Бачинский). Были три гитары, виолончель и барабаны. Мы в первый раз собрались осенью 1990 года, стали заниматься... В первый раз мы играли на прослушивании в Рок-клубе как Депутат Балтики. В декабре 1990 года.

И приняли вас в клуб?

Да. Но не как Депутат Балтики, а как Крокоплюх.

Что это была за музыка?

Ну, тогда это был пост-панк. Раньше все были пост-панкерами - и мы в том числе. А сейчас все стали "хард-рокерами" - и мы тоже "хард-рокеры". Как все, так и мы. Мы не отстаем.Вокруг Химера существуют разные проекты...

Есть еще Егазеба. Есть такой фильм "Эльвира - повелительница тьмы", главная героиня - ведьма Эльвира. Она как бы такая, добрая ведьма. Потешная такая, смешная и с юмором. Но если ей всякие подляны устраивать, она на них отвечает. Ну, и однажды она приехала к своей бабушке, которая тоже была ведьмой. Пришла в дом, там стояли на полочке всякие препараты: разные скляночки, баночки... Она решила приготовить ужин для своего кавалера. Короче, она взяла скляночки, намешала все в кастрюльке, поставила на плитку, и все это стало там вариться. Варилось, варилось. И на одной скляночке там было написано "Егазеба". И она взяла, насыпала туда этой "Егазебы", сняла с плитки, принесла в гостиную. Открывает крышку, а оттуда такое чудовище выносится, которое и называется "Егазеба". Ну, вот у нас такой проект и есть - когда мы играем всякую дурацкую музыку. Такую - и "авангард" ее называют... Экспериментальная, короче, музыка.

Состав?

Бывают разные составы. Бывают такие составы, что там даже играл и Микшер (Алексей Калинин, барабанщик групп Буква 0 и Нож Для Frau Muller), и Андрей из Вина, бас-гитарист. Ну и Паша там, естественно, на виолончели, из Химеры, и я тоже. То есть это такой проект, в котором могут участвовать любые музыканты приглашенные. И играть все, что им в голову взбредет, импровизируя на ходу.

А в Химере не так?

А в Химере тоже так бывает иногда. Но там иногда просто песни. То есть, как бы сливаются - и Химера, и Егазеба, они сливаются вместе. Как восьмерка - переходят из одного круга в другой.

В Егазебе текстов нет?

Там не тексты, а просто вокализы. А еще меня и Пашу постоянно приглашает в свой проект Тима Земляникин. У него проект Рикки-Тикки-Тави, и вот он постоянно приглашает меня играть и петь, и Пашу. Вот 5 мая будет концерт здесь в "TaMtAme" - Тима Земляникин, и я там тоже буду участвовать. Паша и Леша Михеев, художник наш знаменитый.

А тексты у вас про что?

Тексты у нас про жизнь, про любовь, про ненависть и про зло. Про добро и про все. Ну а вообще, про жизнь тексты. Ну, конечно, можно про них сказать, что они такие, слегка такие эзотерические, может быть даже не слегка - с таким уклоном в эзотерику тексты.

Какие-нибудь примеры ты мог бы привести?

Ну, мог бы. Та же песня "Химера". Да все - "Рыбий Глаз"... В любой песне можно найти такие эзотерические... Можно смело сказать, что мы играем оккультную музыку. Поэтому она не нравится домохозяйкам. Если домохозяйки начнут слушать такую музыку и относиться к ней всерьез, то было бы неплохо. Прогресс пошел бы быстрее на планете.He расскажешь про записи Химеры?
Можно сказать, что первый концерт Химеры состоялся 1 мая 1992-го года (в "TaMtAme") - но мы играли втроем: Паша на байдарках катался. Первую запись мы здесь же записали, в "TaMtAme", 10 октября 92-го же года. Называлась она "Фантазеры". Полчаса альбома - "Фантазеры", полчаса - "Вольность". "Фантазеры" - туда входит несколько песен, а "Вольность" - это просто игралась импровизация, с некоторыми моими заготовками, в голове были. Это была первая запись Химеры. В "Вольности" есть стихотворение поэтессы 30-х годов. Я забыл, как зовут поэтессу, стихотворение называется "Самолет". Потом дальше другая запись, вторая была - здесь же опять же в "TaMtAme". Несколько песен пробовали записать, но песни не получились. То есть как бы так черновой... С другой стороны, у нас получилось записать импровизацию, ну и такое черновое название дали "Шамбала". Галимая импровизация, вообще без всяких заготовок, галимо все играем. А потом, в марте 93-го мы записали студийный альбом на 16 каналах - так и называется: "Химера". Начало марта. В него вошло я не помню сколько песен. Вместе со стихами. И существует еще много концертных записей: в Москве, здесь. Ну, "Маша И Медведь". Да. Я лежал в госпитале, и пока я лежал в госпитале, как раз это реально была Егазеба: Паша играл на виолончели, Юра на бас-гитаре и на барабанах, и Паша под музыку читал сказку "Маша и медведь" и "Курочка Ряба". Это было в декабре 1993. Ну, и Гена играл на "скрэтче".



Какие-то конкретные темы? Политика?

Нет, почему, можно запараллелить и с политикой эти тексты. Можно с чем угодно запараллелить все творчество это. Вот я, например, хожу по улицам, да, а меня называют нацистом: политика.

За что?

Ну, у меня китель такой, а кажется, что такие кители должны носить только нацисты. Вот. А у меня на кителе нашивки - я сам сделал - нашивки тоже эзотерические. На которых изображен просто человек. Юг, Запад и Восток там изображен - и человек посередине Юга, Запада и Востока. А люди проходят мимо и считают меня нацистом. Опять же политика.

Какие у тебя отношения с обществом?

С обществом? Так вот такие отношения: иду по улице, а меня нацистом называют. Мать родная меня называет... теперь никак не называет. Считает меня дебилом с соседкой и говорит: "Теперь у меня дома свой Сукачев завелся" - они Сукачева считают фашистом. Кругом политика.

А ты живешь здесь в "TaMtAme"?

Да, в основном здесь.

Публика считает вас панками?

Панками? Я не знаю... Нет, публика не считает нас панками. Меня вот лично считают cкинхедом. Но я не скинхед - я моторхед. Я лично себя считаю моторхедом.

Почему?

Потому что. Я же не скинхед. То есть я как бы и скинхед, но я одновременно и не скинхед. А моторхед. Но если кому-то нравится меня считать скинхедом, то пускай считает скинхедом.

Слушаешь местную музыку?

В этом городе мои любимые ансамбли - это Нож Для Frau Muller, обязательно, потому что это очень хороший ансамбль, на самом деле. Как бы их там ни хаяли, как бы чего ни говорили, это самый мой любимый. Потом Рикки-Тикки-Тави. Ну, можно много назвать, но в топе у меня вот эти. И еще мы с Андреем Растаманом играем частенько по ночам музыку рэггей, раггамаффин. Мне тоже очень нравится. То есть я люблю абсолютно разную музыку. Я могу слушать и "Европу Плюс", и "Радио Катюшу", и "Радио Балтику", все одновременно. Переключать каналы, сидеть, а потом уходить, а потом приходить, гулять. Заходить в магазин, а там тоже играет музыка. То есть, у меня таких особых пристрастий нет, но вот если выделять ансамбли, которые у нас в городе есть, то это Нож Для Frau Muller и Рикки-Тикки-Тави. Потому что самые такие... Свежесть есть. Но много, много есть всяких... Ну, вот Борис Гребенщиков мне нравится тоже. По большому счету.А что из Гребенщикова?

image Click to view



Ну вот последний, "Русский Альбом". Потом его всякие последние песни. Новые Композиторы, которых я постоянно давно слушаю, потому что они были записаны на одной кассете вместе с Химерой. Гена записал на одной кассете, я слушаю. Да, мне Sepultura нравится еще, последний альбом, 93-й, предпоследняя песня у Sepultura. Да много хорошей музыки кругом, так сказать. Вообще вся музыка мне нравится.

А из западной еще?

Да все, что по приемнику передают.

А на магнитофоне?

Магнитофона нет у меня.

А сама Химера?

Химера я дарю.

Менялась ли Химера стилистически?

Нет, стилистически она не менялась. Даже начиная с Депутата Балтики вообще ничего не менялось стилистически - менялось только звучание. А мысль-то одна, идея-то одна и та же идет через всю жизнь.

Какая идея?

Эдик: Все выше, выше и выше. К звездам. К солнышку. Ну, да, много полезного почерпывается из творчества.
Гена: (Бачинский, сейчас DJ радио Максимум, ТВ-ведущий, в то время - менеджер Химеры): Стилистически Депутат Балтики был пост-панк. А потом был очень резкий шаг. Химера сразу. Внутри "нойзи" находятся какие-то выемки.
Эдик: Ну, просто дело в том, что когда начинали, у меня не было примочки дисторшн и денег на нее, но потом я продал все, что можно было и купил примочку дисторшн, сделанную Левой, известным примочкоделателем, который живет в Выборге и продает свои примочки чуть ли не в Швецию, вот. Они продаются даже во многих магазинах музыкальных. На них играет довольно порядочное количество ансамблей, даже у нас в городе. Например, тот же Entzest Kuklz играли на левиной примочке. И когда я купил в 92-м дисторшн, то вот все и началось. Все началось с приобретения дисторшн. И весь звук сразу изменился.
Гена: Потом, через полгода существования Химеры и 6асист купил дисторшн.
Эдик: Да, опять же такой же дисторшн, который делал Лева. Такие вот пироги.

А книжки какие читаешь?

Эдик: Книжки? В основном, я сейчас почти практически не читаю. Моя любимая писательница - Елена Петровна Блаватская. Последнюю книжку, которую я могу сейчас вспомнить - которую я прочитал и которую, в принципе, достаточно любому человеку такого склада, как я, допустим, тусующемуся в в "TaMtAme" или где-угодно, слушающему музыку, всякие штуки - ему достаточно прочитать книжку Филипа Дика под названием "Убик" и все, и можно уже вообще ничего не читать. Можно читать только сказки и все. Лучше русские народные сказки - мы живем в России, поэтому лучше читать русские народные сказки. Ну и параллельно заодно и сказки народов мира. А любимая моя писательница - вот Елена Петровна Блаватская.
Гена: Сейчас группа находится на пике, совершенно очевидно. Бывают, конечно, спады, бывают лажовые концерты, но сейчас пошла волна.
Эдик: Я не знаю, все идет закономерно, все, как должно быть. Уже даже можно распадаться. Уже такое время, что можно нам распадаться. Все уже, как бы дело сделано, почти. Сейчас остается одно: ездить и концерты играть, если кому-то нравится.

image Click to view



Какая у вас публика?

Эдик: Молодежная публика. Есть такой режиссер - Владимир Тыкин, ему очень нравится Химера. А он уже в возрасте, ему уже за сорок, режиссер в "Балтийском Доме", ему нравится наша музыка, насколько я знаю. Потому что он нас даже пригласил сотрудничать - в прошлом году, в марте, год назад, в спектакле...

Это состоялось? Расскажи.

Эдик: Дело было так. Происходил концерт в "TaMtAme" в январе месяце 93-го года, и после концерта подошел ко мне человек, такой солидный. Подошел, "можно тебя на минутку", трали-вали, "давай забьемся завтра, на следующий день - в воскресенье, в три часа ты придешь в театр "Балтийский Дом". Я говорю: "Ну, хорошо". Я пришел к нему, и он говорит: "Давайте сотрудничать, в спектакле играть". Я говорю: "Ну, давайте".А что за спектакль?

Гена: По Брехту, по "Трехгрошовой опере".
Эдик: Спектакль, на афишах он назывался "Король преступного мира". И мы там за кулисами сидели и в два комбика там играли: гитара, бас-гитара, виолончель и барабаны.

Вы играли свою музыку?

Эдик: Да, легкую такую. Озвучивали спектакль. Мы просто шум играли, шумовые эффекты делали в спектакле. А потом, короче, нас это дело достало, потому что, в общем, приходить туда... Лениво было просто - ходить туда и там сидеть два часа. И мы потом просто взяли и записали фонограмму для этого спектакля и отдали им. Витус (барабанщик Химеры) ходит там, озвучивает удары плеткой. Одна женщина там...
Гена: На работу как бы ходит. Уже к творчеству не имеет отношения. Химера была приглашена как бы оживить спектакль, потому что он старый как бы, антикапиталистический спектакль. И вот как бы чтобы придать дух современности, режиссер решил, наряду с оригинальной музыкой Курта Вайля, известными песнями, такими как "Мэкки-Нож", вот он решил как-то оттенить это музыкой Химеры - как бы контраст...
Эдик: Там не столько музыка, сколько такой как будто, знаете, под сценой сидят какие-то работяги и пердят. Ну вот и все. И стучат в сцену. Ну не, нормальный спектакль. Пару раз его можно посмотреть, сходить всей семьей.



Импровизации много в вашем концерте?

Эдик: Да хотелось бы, чтобы вообще весь концерт был с импровизацией. Песни играть уже надоело. Хочется просто брать гитару и на одном аккорде долбить и орать, и больше ничего не хочется на концертах. К чему мы идем. Тогда будет действительно дебилизм. Тогда мама будет права. И я не в претензии буду. Я же все делаю, чтобы маме было хорошо, но она не понимает этого. Она не понимает и сердится. Ну, потому что тяжело сейчас. Опять же, если говорить о политике - тяжело такому поколению, людям, которые сейчас за сорок, от пятидесяти - им сейчас очень тяжело адаптироваться к данной ситуации. Они думают, что сейчас совсем другая жизнь. А на самом деле сейчас жизнь налаживается такая же. То есть сейчас все идет к уравновешению, к балансу, это явно все, и многие люди давно уже все это понимают, но вот таким, которым сейчас к пятидесяти, им тяжело. В том числе моей маме тяжело врубиться во все это. Потому что шахтерам вон получку задерживают, маме моей получку задерживают, поэтому обломно. Хотя весь дом завален всяким шмутьем, которое никто не носит. Коврами всякими, купленными фиг знает в каких годах. Тогда хорошо, потому что было, жилось нормально, вот... А сейчас чего плохого? Тогда всем завалили, а сейчас все лежит. Просто людям хочется чего-то нового, так пускай они приходят на наш концерт и радуются новизне. Хотя ничего нового на самом деле у нас не происходит.А тебе когда жилось лучше - тогда или сейчас?

Эдик: А мне все время хорошо живется. Я как родился, так и понял: "Вот кайф-то". Правда, иногда в детском садике задавался вопросами: "Ох, ты!.." У меня бывало, я помню: в детском садике, знаешь, как будто кома такая, пелена на глаза наезжает... Однажды - прекрасно помню - в детском саду сижу, как пелена такая - бум! "А как же я, а что же я, ох ни фига себе, как же, чего, почему?" А потом думаю: "Нормально", думаю: "А, Бог с ним". Не знаю, чего париться-то? На самом деле, самое плохое и самая такая фигня, это как запара. Когда человек начинает париться. Искать в себе какие-то всякие сучки-задоринки. Сучки-задоринки надо рубить, строгать, и все. Все на самом деле не так уж... Главное - не усложнять. А если усложнять, то так, чтобы другим казалось, что это очень просто. Короче, плюс-минус, минус-плюс, черное-белое, красное-зеленое. Мозаика опять-таки. Все, в общем, понятно. Книжки вот такие читать надо. Людям подсовывать правильные. Сказки. Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. И все. Да, но единственное - бандиты злые сейчас бывают иногда, по улицам ходят. Вот на моих друзей недавно напали, деньги отнимали. Они как бы молодые парни, 19 лет, отпор такой не могут дать, маленькие еще, и на них бандиты нападают, деньги отбирают. По улицам иногда опасно бывает ходить в темное время суток. Главное это еще, вот как пел Виктор Цой, надо "следить за собой, быть осторожным". В песнях все сказано. Все сказано в классике, календарях и других штуках. И "не стой на пути у высоких чувств". Больше можно и не... Все новое - хорошо забытое старое. Просто вот нравится людям беситься, музычку всякую играть - пускай играют. Нравится кому-то за станком стоять, фигурки точить - так пускай точит. И все, и никто не будет в обиде. А если тебе не нравится сидеть в библиотеке, каждый день туда ходить, в подвалах - так и не сиди там.

Текст - Сергей Чернов, Fuzz, #1/2, 1998

image Click to view



рокенрол, Никонов

Previous post Next post
Up