«Облако-рай» и «Мелкий бес»

Nov 11, 2024 07:17







Итак, продолжаем нагонять тоску. В данном случае благодаря лауреатам наград малоизвестного (на самом деле старейшего) и странноватого фестиваля в швейцарской деревеньке Локарно. В прошлый раз это был французский «Шкура человека сердце зверя» в номинации 1999 года, а теперь «Облако-рай» 1990-го. И кажется я стал понимать политику отбора номинантов. Это должны быть фильмы отражающие самые например дикие и дремучие экзотические ебеня с бухлом, реднеками и экзистенциальной тоской.





«Облако-рай» снятый Досталем в 1990 году в далёком Петрозаводске. С Андреем Жигаловым, Сергеем Баталовым, Розановой, Клюкой, Толоконниковым и Львом Борисовым. Тут надо сказать что все они сыграли настолько балаганно, насколько этого требовал жанр. А жанр фильма это бесспорно комедия с фарсом, но стремящаяся в реализм. У Досталя всё фильмы такие.





Не буду пересказывать сюжет, он предельно простой, но с интригой. Для тех кто ещё не видел, надо только сказать что фильм хоть и «разговорный», но предельно динамичный и без провисаний. По содержанию это всё та же позднеперестроечная социальная чернуха, но с закосом в психологию. Вопрос отношений личности и общества, конечно же крайне неприятного общества, вследствие его (общества) деградации и морального разложения. Тут как говорится «среда заела», но у главного героя есть шанс в силу молодости, вырваться из болота мелочной мещанской жизни. Правда придётся полностью отказаться от своего прошлого, буквально разорвать все связи, а это нелегко.



Через пятнадцать лет Досталь снял продолжение фильма про Кольку, буквально силой отторгнутого своими соседями-обывателями из своего унылого местопребывания. Фильм назывался «Коля - перекати поле» и должен был раскрыть тему с несколько иного ракурса. Другими словами, «а чем собственно оседлая, но тупо мещанская жизнь, хуже переезжей?». Вот Коля пропутешествовал десять лет, мир повидал хоть и капитала не нажил, но и простых семейных радостей избежал. В общем второй фильм оставил двоякое впечатление, ну или попытался оставить.





Фильм хоть и снят в 2005 году, но тот же самый актёрский состав и стилистика создают всё то же позднеперестроечное впечатление. Возможно по этой причине, а может потому что сюжет был практически дублирован, зрителям кино совсем не зашло. И в Локарно картиной явно не вдохновились.



Теперь что касается фильма «Мелкий бес», снятого Досталем в 1995 году. Фильм малоизвестный, ещё менее известный чем «Облако-рай», но довольно примечательный. Вернее примечательны оба фильма своей схожестью. Во-первых, непередаваемая стилистика советского кино, во-вторых пара Сергей Баталов/Ирина Розанова придавшая обоим картинам своеобразия, наконец самое главное идея, вероятно заимствованная у автора оригинала Фёдора Сологуба. Это все то же вязкое «болото» провинциальной тоски, ломающее судьбы и даже сводящее с ума, только относящееся к началу прошлого века. Правда у Досталя всё ещё более «запущено», вплоть до мистики.





Для тех кто не в курсе фильм, как и роман повествует о некоем Учителе гимназии Передонове, съехавшем кукухой на почве скуки, «экзистенциальной тоски», а так же вследствие собственного говняного характера, так же и подначек окружающих мерзопакостных обывателей. Вот эта идея перерождения героя, только обозначенная в романе, Досталем слишком откровенно выпячена. Это пожалуй единственный недостаток, хотя в общем можно было и без откровенной пошлятины обойтись, вроде сцен секса Передонова с Варварой и тем более гимназиста с Людмилой и уж совсем что говорить о кале в коробочке из под конфет.





Во всём остальном картина довольно точно и креативно передаёт оригинал. Вологда 1995 года, с покосившимися заборами и травой до макушки. Хорошая игра с актёрами советской школы. Хорошо адаптированный сценарий. Бюджет конечно мизерный и это бросается в глаза даже для 90х, пожалуй этой экранизации пошло на пользу. К сожалению фильм остался незамеченным как для нашего зрителя, так и для организаторов Локарно.

кино и немцы

Previous post Next post
Up