Как-то попало на глаза старое издание Стругацких, роман который я читал ещё в молодости, и почему-то вспомнился этот фильм, уж не знаю почему (ирония). Пересмотрел картину Бондарчука (обе части) и возникло несколько мыслей относительно вообще всей этой истории: Стругацких, романа, фильма, истории, современной обстановки и т. д.
Сам роман читал ещё в молодости, в тот период (перестройка), когда Стругацкие были в большой популярности, много издавались, интерпретировались и использовались главным образом в нарративах либеральной идеологии, с вполне определёнными целями. Позже перечитывал некоторые вещи, приурочено это было главным образом к выходу резонансных экранизаций. Собственно особой необходимости в этом (перечитать) не было, так как вещи яркие и в памяти сохраняются хорошо, ну может за исключением некоторых деталей. Во всяком случае, это то что касается формы, что же до идеологической начинки, то я не уверен, что в полной мере осознавал тогда глубину общественно-политических и философских проблем затронутых Стругацкими. То что собственно и поднимет фантастику Стругацких до уровня серьёзной беллетристики. А ведь «Обитаемый остров» например был написан аж в 1969 бородатом году.
Так вот, перечитав «Обитаемый остров» в конце нулевых, я уже стал подмечать некоторые самые очевидные сентенции, лежащие на поверхности. Например очевидную сатиру на либеральную российскую интеллигенцию или бесспорную приверженность гуманистическим принципам на основе коммунистических идей. А следом и критическое отношение к поздней советской партократии. И только сегодня, пересмотрев картину Бондарчука, в полной мере осознал насколько социальные модели Стругацких точно отобразили развитие (скорее деградацию) общества, свернувшего «не туда».
Тут самое время поговорить о фильме. Да, я и сегодня считаю что «Обитаемый остров» в целом неудачная экранизация. Его главные проблемы плохая связь графики (неважной даже для 2008 года) и героев. Одно и второе кажется существует отдельно как в доисторических «комбинированных съёмках». Потом конечно неудача с актером на главную роль, ему откровенно не хватило обаяния и харизмы. Тем не менее, то как фильм заклевали со всех сторон, «ящетаю» тоже не совсем справедливо. Есть там и положительные моменты, например отличные мизансцены с массовкой и в общем не плохой концепт. Почему же на фильм ополчились буквально все, справа и слева. Тут я думаю дело как раз в идеологии.
Федя Бондарчук, возможно даже не намеренно очень натуралистично адаптировал роман сорокалетней давности к современной реальности. Пусть даже визуально, а идеологически от каркаса Стругацких не избавиться. Их предсказания в виде общественно-социальных конструкций всё равно будут выпирать из-под нагромождений тупого экшена и плохой графики. Вот эти-то построения, натуралистично вписанные в современную эстетику и вызвали резкое неприятие и тоталитаристов и буржуазных либералов и националистов и леваков живущих категориями позднего совка. Да что там говорить, Стругацкие и при жизни никогда не укладывались под лекала тех или иных политических конъюнктур.