Прошло уже больше месяца с поездки и совсем недавно я только завершил свои отчеты. Теперь хочется немного собрать и структурировать впечатления и полученный опыт. А так же поразмышлять на тему.
Для начала приведу полный маршрут нашей поездки.
Как видите, не мало. Я бы даже сказал, очень много мы проехали. Сам удивился, когда оценил масштаб по карте. Более 4-х (!) тысяч километров за 9 дней. И вот в этой связи, на будущее, хочется обратить внимание на проработку маршрута. Крайне необходимо четко разделять маршрут на участки, которые представляют туристический интерес и транзитные участки. Потому что нормальный осмотр даже небольшого города требует нескольких часов, особенно вместе с обедом. После такой прогулки переезды на 300-400 км крайне сложны и физически, и психологически. таких переездов у нас было два: из Костромы в Кичгородок и из Петрозаводска в Питер. В принципе к ним же можно отнести и поездку из Каргополя, ибо выехали мы из него все таки поздновато. Да и поездка до Каргополя тоже не однозначна. А вот правильными с этой точки зрения были осмотры Устюга и Архангельска. Весь день на осмотр города и потом не очень обременительный переезд. Но это все идеальный вариант, а в жизни бывают коррективы. И вот например проезд до Каргополя и от Каргополя хоть и был связан с достаточно поздними выездами и дальними переездами, но по другому, увы вряд ли мог быть осуществлен в силу того, что и в Северодвинске, и в Каргополе долго смотреть просто нечего, а проехать не далеко и переночевать негде. Такое бывает и ещё не раз будет на маршрутах. Но после таких этапов, как мне кажется, очень важно было бы как минимум один полный день просидеть на месте, т.е. брать гостиницу на две ночи подряд для нормального отдыха и прогулок. Потому что это все таки отпуск, а не работа по перегону авто. И вот тут мы вплотную подходим ко второй главной проблеме этой поездки вообще, да и любого отпуска в частности - бюджет. Главные затраты - это конечно же еда и гостиницы. Примерный средний счет за двухместный номер был около двух тысяч. А вообще гостиницы и еда стоили нам на двоих с Ленкой больше 30-ти тысяч. И это все нужно особенно тщательно учитывать. Это даже важнее маршрута. Именно бюджет был главной причиной всех отмененных ночевок и сокращенных программ. Потому расходы лучше планировать с пессимистическим подходом к ценам. Ну и конечно очень важно собрать максимальную информацию о сомнительных этапах маршрута в интернете, но с этой часть, я считаю, у нас все было хорошо. Никаких проблем с гостиницами, в частности, не было и в помине - все адреса и телефоны были в наличии и всегда под рукой. Мы знали чего ожидать и реальность, к счастью, оказалась даже лучше, чем я предполагал читая отзывы о дороге на разных местных форумах. Разве только не помешает на будущее искать и карты маленьких городов на пути - вот этого иногда не хватало. Ну и конечно нужно предусмотреть возможные изменения по маршруту, варианты ночевок в каких-то других местах, если переезд неожиданно окажется дольше или наоборот быстрее (как в случае этапа Котлас-Архангельск), чем было рассчитано. В этих случаях карты малых городов на пути особенно актуальны, иначе гостиницу ночью в кромешной тьме, имея её адрес, но не имея карты, искать особенно сложно. В общем-то это и все. Максимально тщательно проработанный маршрут, грамотно рассчитанный бюджет и полная информация о дорогах и населенных пунктах - вот залог успешной многодневной автопоездки!
А касательно будущего... Оно пока очень туманно. Но вот как-то недавно на досуге у меня нарисовалась вот такая карта... И может быть, когда-нибудь...