Связь ненависти к каким-то своим проявлениям и гордости.
Некоторые идеи в уме, с которыми человек отождествляется, носят характер ненависти к тем или иным проявлениям человека. Особенно важное значение имеет ложная идея, наличие которой и отождествление с которой вызывает в человеке ненависть к процессу исследования им мира. Я имею в виду то, что процесс исследования мира представляет из себя естественный путь из незнания к увеличению знания. Естественный путь от неумения к увеличению умения. Если мы изучим основной принцип этого пути, то этот принцип заключается в пробах делать что-то такое, что человек ещё не умеет делать. И со временем пробы, в которых проявляется естественное неумение, становятся пробами, в которых будет проявляться всё большее и большее умение. Весь этот путь проб от незнания к большему знанию, от неумения к большему умению можно называть разными терминами, один из которых - серия постоянных ошибок, которая постепенно ведёт к знанию и умению.
Поэтому серия ошибок, когда человек чему-то учится, это очень важная и полезная часть жизни.
У большинства же людей в уме есть ложная идея, что неумение, ошибка - это что-то неприемлемое, это повод для ненависти к себе. И как только возникает даже малейшая вероятность проявления неумения, человек пытается отказываться от активности, которая может выявить это неумение.
Так называемый страх критики - это, на самом деле, не страх критики, а это страх ненависти своего ума к образу себя, с которым человек отождествлён.
Но люди - если они чувствуют дискомфорт, когда они слышат критику в свой адрес, и если они думают, что причина этого дискомфорта вовне - в другом человеке, который говорит что-то критическое, который говорит о каком-то недостаточном умении чего-то, недостаточном знании чего-то - ошибаются. Причина их дискомфорта - не человек, который им говорит что-то критическое, а их отождествление с умом, в котором содержится идея о ненависти к себе в случае, если они делают ошибку, если в них проявляется и обнаруживается, что они чего-то недостаточно знают или недостаточно умеют.
То есть, человек никогда не боится другого человека за то, что тот может его критиковать ( или за любые проявления другого человека, которые часто критикой не являются, но которые ум интерпретирует как критику ), он всегда боится ненависти к себе собственного ума. И разбираться ему нужно с собственным умом, а не с другим человеком. Можно сколько угодно пытаться изолировать себя от других людей, обесценивать их, в том числе обесценивать их мнение ( это обесценивание - разновидность изоляции себя от других людей, разновидность бегства от них ), можно пытаться изолировать себя от обстоятельств, от ситуаций, которые будут обнажать какие-то проявления неумения чего-то или незнания чего-то, то есть того, что обычно называют ошибками - но тот внутренний монстр, который является причиной дискомфорта и боли, который ненавидит те или иные проявления человека, к которым также относятся ошибки, всё равно остаётся в уме человека и ждёт его малейшей оплошности. И человек это чувствует, испытывает тревогу, пытается отвлекаться разными видами развлечения, включая общение с другими людьми и т.д., но напряжённость, тревога и страх продолжают быть его спутниками до тех пор, пока человек не разберётся с этим монстром у себя в уме.
Причём, что интересно, у тех людей, которые больше других людей говорят о своей свободе, о свободе собственного мнения, о неприемлемости для них авторитетов, о собственной самодостаточности в собственном развитии в том или ином виде деятельности - этот монстр в их уме более крупный и более жестокий, чем у других людей.
Однако, если продолжать эту аллегорию, при ближайшем рассмотрении этот монстр - вовсе не монстр, а не очень умный человек, который из-за непонимания некоторых вещей проявляет агрессию. Но он понимает язык логики, и ему можно логически объяснить те вещи, которые он не понимает, в результате чего его агрессия исчезает, и возникает понимание и доброта.
Если же говорить не языком аллегории, а говорить о том, что происходит в реальности, то в этой ситуации разум изучает данную тему, рассматривает ошибочные идеи в уме относительно этой темы и формирует новое адекватное понимание этой темы и новые идеи относительно неё.
Тема ненависти своего ума к каким-то проявлениям в себе, напрямую связана с темой гордости.
Гордость - это стремление унизить другого человека, которое проявляется как в виде агрессии во вне, так и в виде мыслей уничижающих другого человека про себя в уме без проявления их наружу ( хотя это всё равно как-то внешне будет проявляться ).
Стремление унизить другого человека - это попытка обесценить другого человека.
Желание обесценить этого человека происходит из-за того, что какие-то проявления этого человека делают ощутимой, воспринимаемой у того человека, который находится в состоянии гордости, ненависть к каким-то своим проявлениям. Ненависть же к своим проявлениям является следствием непонимания этим человеком этих проявлений, является следствием отождествления этого человека с той частью своей ментально-эмоциональной сферы, которая уничижительно относится к этим своим проявлениям человека.
Таким образом, гордость - это стремление обесценить другого человека, стремление создать в себе состояние, при котором другой человек не замечался бы, был бы вытеснен из осознания. То есть гордость - это разновидность цинизма.
Гордость - это стремление убрать из поля своего зрения, из поля своего внимания фактор, который напоминает человеку, у которого есть гордость, о его собственной ненависти к себе.
Очень близко к состоянию гордости ощущение проявления незначимого образа себя, которое часто называют чувством собственной неполноценности, когда человек осознаёт, что у него есть проявления, к которым идеи в его уме относятся враждебно, при этом человек верит этим идеям, считает их оправданными, не спорит с ними, и не обвиняет других людей в том, что у него есть эти проявления. В этом состоянии человек не пытается унижать других людей в связи с чувством собственной неполноценности. Это ощущение, например, может проявляться в связи с некоторыми аспектами своей внешности, а также в связи с какими-либо другими проявлениями, в которых обвинить других людей не удаётся из-за предельной очевидности того, что другие люди в сложившихся обстоятельствах не причём.
Гордость отличается от этого состояния тем, что при гордости человек спорит с идеями и пытается их заглушить, вытеснить, подавить, обесценить. Тогда он будет пытаться обесценить и проявления других людей, которые вызывают активное проявление этих идей, т.е. напоминают человеку об этих идеях, что вызывает у человека чувство сильной эмоциональной боли, он пытается сопротивляться этим идеям внутри себя, вытесняет эти идеи, но эмоциональную боль от ненависти к этим своим проявлениям чувствует. Он ведь борется со своей собственной энергией, он пытается подавить свою собственную энергию. Но он ошибочно переносит причину своей боли на другого человека, ошибочно думая, что поведение другого человека или даже просто его внешний вид каким-то образом вызывает в нём боль. Одна из составляющих этой боли - страх чувствовать то, что человек пытается в себе не замечать.
В момент проявления у человека гордости, у него одновременно, как сопутствующий элемент, проявляется жалость к себе. Этой теме посвящена запись
Откуда возникает и к чему ведёт жалость к себе Так что проявление гордости, то есть унижение другого человека - это попытка обесценить тот информационный сигнал, который считывается и воспринимается как напоминание о том, что так старательно гордый человек пытается скрыть от своих глаз в себе самом - а там непонимание, недоброта, ненависть к каким-то своим проявлениям.
А значимый образ себя нужен как компенсация, значимый образ себя нужен как объект, который можно держать перед вниманием и отвлекать себя от ненависти к себе, от ненависти к каким-то своим проявлениям.
Человек концентрируется на этом образе, в результате чего его ум успокаивается - ему кажется, что у него нет проблем, ведь значимость ассоциируется с эталонностью, с безошибочностью, то есть он правильный, он не ошибся, и с точки зрения ума у него всё в порядке. Поэтому многие люди так стремятся почувствовать свою значимость. Концентрация на образе значимости создаёт эффект, что ничего, кроме того, на чём происходит концентрация, нет. Даже другие люди и ситуация, которая при этом воспринимается, воспринимаются в этот момент как часть значимого образа себя. В этой ситуации ум на короткое время успокаивается, а короткое успокоение ума приводит к кратковременному ощущению приятных эмоций, из-за чего человек чувствует позитивное состояние. Но это состояние длится до ближайшей ситуации, когда кто-то или что-то, или какое-то действие или проявление самого этого человека напоминает человеку о том, что он в себе ненавидит. И он тогда испытывает боль.
При этом, подсознательно человек всегда испытывает страх, что в любой момент может случиться что-то, что опять окунёт его в ощущение боли. Потому что он же не контролирует возникновение тех ситуаций, при которых активизируется его ощущение боли.
Например, когда на человека не обращают внимания, или пренебрежительно относятся к каким-то его действиям или продуктам деятельности, то это интерпретируется в уме человека как сигнал, что к нему относятся с критикой, это интерпретируется в уме человека как то, что он сделал что-то не так, он сделал какую-то ошибку. И внутри у человека есть ненависть к себе, если он делает ошибку. Эту ненависть человек пытается вытеснить. Но, если на него не обращают внимания или относятся к нему пренебрежительно, он испытывает боль из-за ненависти к себе по поводу ошибки, и из-за подавления чувства ненависти.
Ошибки - это нормально, но непонимание этого вызывает чувство ненависти к себе и гордость, то есть
желание унизить, обесценить того человека, который как-то напоминает человеку о непонимании самим человеком своих естественных проявлений.
Понятие эго и понятие гордости соотносятся друг с другом. Эго - это отождествление сознания с ментально-эмоциональной сферой. А гордость - это одно из следствий этого отождествления, гордость - это следствие отождествления с одной из частей ментально-эмоциональной сферы. То есть эго - это более широкое явление, а гордость - один из аспектов этого явления. Таким образом, у эго есть ряд проявлений, одним из которых является гордость. У эго есть и другие проявления, например, такие как жалость к себе и другие проявления. Одно из таких других проявлений - это тщеславие - стремление к удовольствию от демонстрации значимого образа себя, которое отличается от гордости тем, что при тщеславии нет стремления унижать другого человека, а есть только стремление получить удовлетворение от значимого образа себя. При этом другой человек рассматривается не как объект для унижения, а как авторитет, от которого ожидается высокая оценка, который должен восхититься и одобрить того, кто находится в состоянии тщеславия и ждёт восхищения и одобрения.
Даже в состоянии соревновательности, которое сопутствует состоянию тщеславия, человек в своём представлении «обыгрывая» в чём-то другого человека, смотрит на этого человека как на авторитет, от которого ожидается одобрительная оценка, и если этой одобрительной оценки не следует, то человек, находящийся в состоянии тщеславия испытывает боль и очень сильное разочарование. И тогда у него может возникнуть фаза проявления гордости - то есть попытка унизить и обесценить того, на кого возлагались надежды на высокую оценку, то есть вытеснить его из внимания и памяти ( чтобы даже мысль о нём ни о чём не напоминала ). Либо может возникнуть фаза проявления незначимого образа себя, фаза ощущения собственной неполноценности, тему о котором мы рассматривали выше, и которое также является одним из проявлений эго. Эти проявления эго: гордость, тщеславие ( а также обиды, которые являются одним из следствий состояния тщеславия, которые можно назвать сочетанием тщеславия, гордости, желанием изменить другого человека, не понимания другого человека, неуважения к нему, к его потребностям, и при всём при этом, в сочетании со всем этим - продолжение тщеславного желания получать одобрения от этого человека, стремление к удовольствию от этих одобрений ), ощущение собственной неполноценности - это разновидности одного большого проявления эго - ненависти к каким-либо проявлениям себя или к каким-либо проявлениям других людей.
К другим проявлениям эго относятся возмущения внешними событиями из-за ложного узкокоридорного образа мира, который не совпадает с теми проявлениями в реальности, в жизни, которые возникают.
К проявлениям эго также относятся и другие различные проявления, вызванные отождествлением с ментально-эмоциональной сферой. Например, различные ложные интерпретации эмоций, вызванных ассоциативными цепочками, и оценка по этим эмоциям той реальности, тех событий, которые происходят или происходили.
А также ложные интерпретации тех ментально-эмоциональных состояний, которые возникают в человеке, с которыми человек отождествляется и ложно оценивает своё физическое состояние по этим ментально-эмоциональным состояниям. И этими ложными интерпретациями руководствуется в принятии своих решений, руководствуется в определении того, что ему делать, в соответствии с которыми планирует свои дела.
Несколько слов о природе позитивного эмоционального состояния.
Позитивное эмоциональное состояние всегда возникает у человека, когда его ум успокаивается. В этой ситуации человек ощущает расслабленность и удовольствие. Это естественное состояние эмоций в человеке при успокоении у него ума.
Каждый раз, когда ум по той или иной причине успокаивается, в эмоциональном измерении, в нашем втором измерении возникает расслабленность и радость.
Существует несколько типов ситуаций, в которых ум успокаивается.
Например, если у человека было очень сильное желание, и он очень сильно хотел его удовлетворения, то ум человека был сконцентрирован на удовлетворении этого желания, это желание было важным объектом для ума человека, и когда это желание удовлетворяется, ум человека больше не пытается искать пути удовлетворения этого желания, и ум человека успокаивается. Это и вызывает ощущение эмоциональной эйфории, расслабленности и удовольствия.
В короткий момент после удовлетворения этого желания и до того, как возникнет следующее желание, то есть в промежутке между активностью предшествующего и следующего желаний, ум человека спокоен и человек чувствует позитивные эмоции.
Если у человека уже удовлетворена какая-то его потребность, и он осознаёт и эту свою потребность, и то, что она удовлетворена, то это также вводит ум в состояние успокоения. Ум видит, что желание есть и оно удовлетворено.
Отвлечения и развлечения - это тоже способ привести ум в относительно спокойное состояние. Человек, например, смотрит фильм, видит там проблему, вовлекается в эту проблему, и предвкушает, что эта проблема будет решена. Таким образом, во время просмотра фильма у человека возникает желание, и это желание удовлетворяется. При этом из-за концентрации на объекте развлечения, у человека из внимания выпадают те проблемы, которые вызывали у человека ощущение дискомфорта до начала развлечения.
Тот же самый эффект даёт просмотр новостей, а также просмотр передач, связанных со спортом. Здесь значительную часть эффекта вызывает ощущение значимого образа себя и удовольствия связанного с этим ощущением. А также удовольствие, связанное с предвкушением удовлетворения желания. Здесь включается в действие миф, который заложен в уме у людей нашей культуры, что хороший всегда в конце побеждает плохого. И чем сильнее страх, который вызывает отрицательный персонаж, тем сильнее предвкушение эмоции эйфории и расслабления после того, как источник страха будет побеждён и исчезнет. При этом, у людей происходит отождествление с положительным персонажем и, соответственно, это усиливает ощущение собственной значимости. И тут уже мотивацией всё это смотреть является стремление к чувству удовольствия от отождествления с «нашими», с «футбольной командой», которые в конце, как записано в мифе, должны одержать победу.
Также человек испытывает позитивное эмоциональное состояние в моменты, когда он видит что-то в его представлении красивое. В эти моменты ум человека успокаивается вследствие того, что идея в уме о красивом идентична идее в уме о правильном, о том, что является эталоном правильности для чего-то или кого-то. То есть то, что человек видит, воспринимает, совпадает с идеей в его уме о том, что то, что он видит - правильное. А это значит, что образ мира ( то есть идеи о том, каким всё в мире «должно» быть ) в уме человека в данный момент совпал с тем, что человек видит, или слышит или как-либо ещё воспринимает.
Разновидностью этой причины успокоения ума является прослушивание музыки, которая нравится человеку.
Также прослушивание хард-рока вызывает у некоторых людей положительные эмоции, потому что такая музыка вызывает следующую ассоциацию: такая музыка вызывает ощущение наличия проблемы и одновременно ощущение наличия энергия силы, которая решает эту проблему, в результате чего возникает ощущение удовлетворения желания человека. Возникает ощущение: есть проблема, мы сильные, и наша сила даёт нам предвкушение, «знание», что мы эту проблему, «конечно же», решим и наше желание удовлетворится. Ощущение предвкушения решения проблемы очень успокаивает ум. Ведь решённость проблемы это и есть удовлетворённость желания.
Поэтому предвкушение от удовлетворения желания вызывает сильную положительную эмоцию. Ум в этой ситуации сильно расслабляется, так как он уже не ищет пути решения проблемы, пути достижения желания, а понимает, что этот путь уже найден, и желание неизбежно движется по пути своего удовлетворения.
Кстати, этот же эмоциональный эффект возникает в религиозной сфере в результате веры человека.
В религиозной сфере к нему также добавляется эффект от усиления значимого образа себя в результате отождествления человека с группой и с идеологией, в которой, как он думает, самые правильные представления обо всём, и это для человека означает, что все остальные люди, которые не входят в эту группу и которые не придерживаются этих взглядов, хуже его группы, а значит и его самого, потому что они не придерживаются «правильных» взглядов. И тут входит в действие ненависть к ошибкам. Интенсивность ненависти к ошибкам усиливает ощущение собственной значимости из-за ощущения собственной «безошибочности» в результате отождествления с «безошибочной» идеологией.
Сила религиозного фанатизма основывается на ненависти к ошибкам, на ненависти к ошибочным взглядам. Плюс эйфория от значимого образа себя, соединённая со сформированной «правильной» идеологией ненавистью к «врагу», к «врагам бога», к «еретикам», к «неверным», к тем, чьи взгляды даже на миллиметр отличаются от «правильных», - формируют состояние религиозного фанатизма, при котором человек в таком состоянии готов делать любые поступки, которые ему скажет делать религиозный лидер. Вообще, ненависть одних людей, которые считают себя принадлежащими к какой-либо группе: национальной, политической, государственной, территориальной, социальной ( к группе того или иного возраста, роли, например, родители, начальники, представители той или иной профессии, к какой-либо субкультуре и другим группам: худые, вегетарианцы, сыроеды, спортсмены, люди с тем или иным количеством денег, люди, у которых есть те или иные материальные предметы, те, у кого есть дети, художники, музыканты, фотографы, строители, учителя, чиновники и т.д. ), религиозной, к «болельщикам» каких-либо спортивных команд - ненависть этих людей к другим людям имеет одну и ту же причину - отождествление с ментально-эмоциональной сферой, в том числе с идеями, которые вызывают ненависть к каким-либо своим проявлениям, включая ненависть к ошибкам, а также отождествление с ложными идеями о мире, в котором не должно быть ничего, кроме того, что содержится в этих идеях, и, в том числе, с ложными идеями о других людях.
Ощущение так называемого значимого образа себя - это одна из разновидностей достижения желания. Когда человек стремится как бы к подтверждению значимого образа себя и на какой-то момент эта значимость в его представлении подтверждается, он ощущает то же, что и при осуществлении какого-либо желания. Яркость приятной эмоции при этом происходит из-за того, что в этом случае очень большой контраст между вероятным ощущением боли из-за неподтверждения значимого образа себя, и возможностью подтверждения этого образа. Чем сильнее напряжённость этого желания, чем сильнее страх боли, которая возникнет, если желание не удовлетворится, тем ярче может быть приятная эмоция при достижении желания. Под приятными эмоциями от значимого образа себя всегда находится страх, что в любую секунду эта значимость не подтвердится, опровергнется и человек испытает очень сильную боль, испытать которую он очень сильно боится. И корень этой боли находится внутри самого человека, а именно, корень этой боли находится в его уме.
Высокочастотная радость отличается от этих положительных эмоций тем, что у неё нет противоположности. В ней нет страха боли из-за неосуществления желания, неосуществления ситуации, которая необходима для возникновения положительной эмоции от значимого образа себя.
Высокочастотная радость основывается на активности более глубокого измерения в человеке, основывается на проявлении его разума, на проявлении его сердечности, на активности его четвёртого измерения. Высокочастотная радость гораздо стабильнее и надёжнее.
В состоянии осознанности человек осознаёт более глубокие измерения себя, и при этом ум человека также успокаивается. Но это успокоение имеет более глубокий и непрерывный характер.
Это успокоение ума не зависит от ситуаций и событий в жизни человека. Положительные эмоции при этом возникают в результате активности его более глубоких измерений.
О сострадании к людям, в которых проявляется недоброжелательность.
Недоброжелательность человека к кому-либо - это одно из звеньев в цепочке, у которой есть предшествующие звенья и есть последующие звенья.
Недоброжелательности предшествует прежде всего отождествление с ментально-эмоциональной сферой, отождествление с одной из частей обусловленности, которая находится в конфликте с другой из частей обусловленности.
Человек переживает сильное ментально-эмоциональное дискомфортное состояние, он переживает эмоциональную боль, видит в это время человека, отождествляет с ним причину своей боли, и начинает агрессивно требовать от человека, чтобы он изменил какие-то свои действия: или чтобы он что-то сделал по-другому, или чтобы он что-то сделал, чего он не делал, или чтобы он что-то перестал делать.
Чем при этом сильнее проявление недоброжелательности, чем сильнее проявление агрессии, тем это говорит о большей эмоциональной боли, которую человек в этот момент испытывает.
А такая эмоциональная боль возникает из-за недостаточного понимания своих естественных потребностей, из-за недостаточного понимания других людей, из-за недостаточно доброго отношения к себе, из-за отождествления с ментально-эмоциональной сферой, из-за неактивности разума.
Такая эмоциональная боль возникает из-за ложного образа мира, ложный образ мира всегда ведёт к эмоциональной боли, потому что мир постоянно будет показывать человеку свою истинную реальность, а человек будет озлоблённо кидаться на мир, потому что мир не соответствует представлениям человека о нём.
У описанного нами человека очевидно отсутствует активность разума, он очевидно отождествлён с ложными идеями, с ментальной сферой, а это неизбежно означает, что он находится в состоянии гордости, высокомерия и у него есть значимый образ себя. Поэтому этот человек также испытывает сильную эмоциональную боль из-за ощущения отверженности, из-за разрушенного ожидания, которое у него было по поводу действий другого человека, если они противоречат ролевой модели, которая, с его точки зрения, должна подтверждать его значимый образ себя.
Например, у человека, относящего себя к какой-либо религии, неизбежно будет состояние гордости, высокомерия из-за того, что он думает, что представления группы людей, к которой он себя относит, самые правильные, а все остальные люди, которые не входят в эту группу и которые не придерживаются этих взглядов, хуже его группы, а значит и его самого, потому что они не придерживаются взглядов его группы.
А также у него будет гордость, если у него есть какая-то должность, а также когда у него есть какие-то внешние атрибуты, какие-то внешние результаты его деятельности, которые он может видеть и может показать другим людям, как подтверждение своей значимости. При этом он будет умалять, принижать и обесценивать значимость деятельности всех тех, кто участвовал в достижении этих результатов, и будет ассоциировать результат общей деятельности только с собой. И он будет ожидать от других людей восхищения по поводу себя.
И он будет каждый раз испытывать эмоциональную боль, если отношение других людей к нему не будет соответствовать тому отношению, которое он ожидает.
Последующие звенья в такой цепочке - это соответствующее отношение к этому человеку других людей. Рядом с этим человеком будут только люди, которым нужно что-то ещё в той обстановке, в которой находится этот человек. Но общаться с этим человеком ради желания с ним общаться другие люди не будут стремиться. Разве что, если он только будет им льстить и предлагать какие-то приятности, чтобы они захотели с ним быть. Но периодически его лесть всё равно будет сменяться внешним проявлением его высокомерия и периодическими проявлениями его недоброжелательности, той или иной формы его агрессии. Ведь это неизбежное следствие того чувствования им эмоциональной боли, которое он периодически испытывает, когда ему не удаётся отвлекаться от неё с помощью развлечений и пребывания в приятных для него образах.
От понимания всего этого возникает сострадание к людям, в которых в той или иной форме проявляется недоброжелательность.