Первую группу клиентов ( клиенты, которые над собой работать не хотят ) можно разделить на две подгруппы: Первая подгруппа: клиенту с проблемой хорошо, проблема ему выгодна, но одна из субличностей на слабом интеллектуальном уровне считает, что проблема всё же есть. В это же время более сильная ( более энергетически заряженная ) субличность , находящаяся в тени, не осознаваемая человеком из-за отождествления с ней, из-за некритичности к ней - держится за проблему, проблема этой субличности выгодна. И такой клиент приходит к психотерапевту по зову первой слабой субличности. И в результате, когда психотерапевт начинает говорить о проблеме, о том, что нужно хоть что-то делать, в клиенте тут же включается более сильная субличность, и она начинает защищать проблему, и тогда обычно клиент говорит типичные фразы: "я бы рад, но я это сделать не могу потому что...", "у меня совершенно нет на это времени...". Таких клиентов психотерапевты выслушивают, эмоционально подбадривают, и на этом их взаимодействие ограничивается. Вторая подгруппа: клиенты хотели бы научиться каким-нибудь приёмам поведения, аффирмациям, но над собой работать не хотят.
"для взаимовыгодного процесса нужен мотивированный клиент, который хочет что0то изменить, это что-то у каждого своё"
Да, действительно, клиенту нужно хотеть что-то изменить. А психологу нужно очень глубоко понимать причины проблемы. Я хотел в этом тексте сказать, что большинство психологов не видят достаточно глубоко причин проблем, и поэтому они не могут предложить действенных методов избавления от проблем.
Нет, ссылку не дам, даже в предыдущем комменте хотела написать заранее об этом, потом не стала этого делать. Пока не сформировала точно мнение, ибо наблюдаю недавно, удивляюсь некоей житейскости, сборной солянке во взглядах, большому колическтву советов в комментариях сделать так и эдак.
"Пока не сформировала точно мнение, ибо наблюдаю недавно, удивляюсь некоей житейскости, сборной солянке во взглядах, большому колическтву советов в комментариях сделать так и эдак."
Да, очень мудро. Мне кажется, действительно, осторожность в этом деле - очень хорошее качество.
Пишу так, потому что много общался с психологами и психотерапевтами, много читал психологической литературы, смотрел много видео-лекций многих самых разных психологов. Гордыня, тщеславие, самолюбование, слепота к себе. Человек с такими качествами не видит глубоко своих проблем. И, соответственно, не видя глубоко своих проблем, он не может видеть глубоко проблем клиента.
Да, конечно, полностью с Вами согласен. Недостаточная проработка самого специалиста. Действительно, нужны годы терапии. Мне кажется, проблема в том, что нет школы. Очень близко общаюсь с психотерапевтом с очень большим стажем, кандидатом наук, помимо терапии, он преподаёт психологию в университете. Очень много мне рассказывает про своих учителей и коллег. Нужны хорошие учителя. А их, к сожалению, мало. Есть несколько очень глубоких книг психотерапевтов, которые многие годы глубоко занимались осознанностью. Но они мало известны, такая литература, а главное - практика в соответствие с ней - очень мало распространены. У таких специалистов обучаются единицы. Кто занимается осознанностью глубоко - действительно, может помогать другим.
Школы нет, потому что психология и терапия были в загоне. До сих пор у многих психологи не в почёте, наследственный страх перед психологами и особенно психиатрами. История...
А какие книги вы имеете в виду, когда пишите глубокие книги психотерапевтов? Наши? Зарубежные авторы?
Имею в виду например, Джидду Кришнамурти, Экхарта Толле. Это не вполне традиционные авторы, у которых есть психологическое образование, но зато это люди, которые более глубоко, чем в традиционной психологии описывают глубинные причины психологических проблем.
"Очень близко общаюсь с психотерапевтом с очень большим стажем, кандидатом наук, помимо терапии, он преподаёт психологию в университете. Очень много мне рассказывает про своих учителей и коллег."
Это к тому, что он рассказал, насколько большая недостаточность глубины в тех методиках, которые применяются даже психотерапевтами с большим опытом. То есть недостаточность глубины в самих методиках, которые преподаются в университетах, а потом применяются на практике.
Методики методиками, всё-таки считаю, что важна проработанность. И практика, конечно, потому что в терапевтическом контакте с клиентом у психолога тоже происходят изменения. Спасибо вам за участие в диалоге.
Всё верно, важна проработанность. Я это и имею в виду. Но ведь прорабатывают они по методикам. И при поверхностных методиках будет и поверхностная проработанность, которая не является достаточно глубокой проработанностью. В практике, к сожалению, часто у психолога происходят изменения в деградацию, а не в развитие - из-за культивации гордости, "значимого образа себя", так как он часто не относится к практике с достаточно глубокой осознанностью.
Вот если психолог сам стремится глубоко развиваться, тогда то, что вы говорите - это очень правильно. Но, к сожалению, это скорее исключение, чем правило.
И даже не редкость хороших учителей является, на мой взгляд, основной проблемой. Основной проблемой является то, что большинство психологов сами входят в первую группу клиентов - они не хотят глубоко работать над собой. В психологи они идут из-за одновременного сочетания нескольких факторов: из-за тщеславия, высокомерия, амбиций выглядеть "умными", "специалистами", "учителями", то есть ради увеличения "значимого образа себя" и из-за сочетания этого со склонностью к общению с людьми, из-за желания зарабатывать деньги таким образом.
И получается, если говорить аллегорически, что продавец наркотиков, который сам является наркоманом ( то есть такой психолог ), занимается продажей наркотиков другим наркоманам ( клиентам ). А наркоману ( клиенту ) для избавления от наркомании нужен нарколог, а не продавец наркотиков.
Вот это, на мой взгляд - основная проблема. Описание этой проблемы и является главной целью этой записи "О ловушках в психотерапии".
Первая подгруппа: клиенту с проблемой хорошо, проблема ему выгодна, но одна из субличностей на слабом интеллектуальном уровне считает, что проблема всё же есть. В это же время более сильная ( более энергетически заряженная ) субличность , находящаяся в тени, не осознаваемая человеком из-за отождествления с ней, из-за некритичности к ней - держится за проблему, проблема этой субличности выгодна.
И такой клиент приходит к психотерапевту по зову первой слабой субличности. И в результате, когда психотерапевт начинает говорить о проблеме, о том, что нужно хоть что-то делать, в клиенте тут же включается более сильная субличность, и она начинает защищать проблему, и тогда обычно клиент говорит типичные фразы: "я бы рад, но я это сделать не могу потому что...", "у меня совершенно нет на это времени...".
Таких клиентов психотерапевты выслушивают, эмоционально подбадривают, и на этом их взаимодействие ограничивается.
Вторая подгруппа: клиенты хотели бы научиться каким-нибудь приёмам поведения, аффирмациям, но над собой работать не хотят.
Reply
Reply
Да, действительно, клиенту нужно хотеть что-то изменить. А психологу нужно очень глубоко понимать причины проблемы.
Я хотел в этом тексте сказать, что большинство психологов не видят достаточно глубоко причин проблем, и поэтому они не могут предложить действенных методов избавления от проблем.
Reply
А психологи есть толковые, только найти трудно.
Reply
Вы не могли бы дать ссылку на этот журнал?
Если не секрет, в каком контексте удивляетесь?
"А психологи есть толковые, только найти трудно."
Хочется надеяться. :)
Reply
Reply
Да, очень мудро. Мне кажется, действительно, осторожность в этом деле - очень хорошее качество.
Reply
Reply
Reply
Нужны хорошие учителя. А их, к сожалению, мало. Есть несколько очень глубоких книг психотерапевтов, которые многие годы глубоко занимались осознанностью. Но они мало известны, такая литература, а главное - практика в соответствие с ней - очень мало распространены. У таких специалистов обучаются единицы.
Кто занимается осознанностью глубоко - действительно, может помогать другим.
Reply
А какие книги вы имеете в виду, когда пишите глубокие книги психотерапевтов? Наши? Зарубежные авторы?
Reply
Reply
Это к тому, что он рассказал, насколько большая недостаточность глубины в тех методиках, которые применяются даже психотерапевтами с большим опытом. То есть недостаточность глубины в самих методиках, которые преподаются в университетах, а потом применяются на практике.
Reply
Reply
В практике, к сожалению, часто у психолога происходят изменения в деградацию, а не в развитие - из-за культивации гордости, "значимого образа себя", так как он часто не относится к практике с достаточно глубокой осознанностью.
Вот если психолог сам стремится глубоко развиваться, тогда то, что вы говорите - это очень правильно. Но, к сожалению, это скорее исключение, чем правило.
Спасибо Вам за интересную беседу.
Reply
Основной проблемой является то, что большинство психологов сами входят в первую группу клиентов - они не хотят глубоко работать над собой. В психологи они идут из-за одновременного сочетания нескольких факторов: из-за тщеславия, высокомерия, амбиций выглядеть "умными", "специалистами", "учителями", то есть ради увеличения "значимого образа себя" и из-за сочетания этого со склонностью к общению с людьми, из-за желания зарабатывать деньги таким образом.
И получается, если говорить аллегорически, что продавец наркотиков, который сам является наркоманом ( то есть такой психолог ), занимается продажей наркотиков другим наркоманам ( клиентам ). А наркоману ( клиенту ) для избавления от наркомании нужен нарколог, а не продавец наркотиков.
Вот это, на мой взгляд - основная проблема. Описание этой проблемы и является главной целью этой записи "О ловушках в психотерапии".
Reply
Leave a comment