(no subject)

Feb 18, 2023 12:16


Выяснилось, что чат GPT - наглая, лживая, безответственная зараза. Попросил его найти в какой из книг Лема Трурль и Клапауциус создают мир, в котором все были художниками и писателями. Вместо того, что бы честно сказать - фиг его знает, товарищ мясной мешок, думайте сами, ищите сами самоуверенная электронная личность тут же выдумала несуществующую книгу пана Станислава (О том, что она сделала с Клапауцием я вообще молчу). А шуму то было - все в восхищении, Гуглу придётся подвинуться... Мы вступаем в эпоху нагло заливающего нам в глаза искусственного интеллекта.





На самом деле речь идет о рассказе "Блаженный" и вот этот отрывок, который я искал, потому что Лем в нем буквально описывает ту эпоху всеобщего гениального искусства, в которую мы сейчас будем вступать благодаря появляющимся во всё большем количестве нашим новым интеллектуальным рабам, дарующим нам дешевую гениальность:
С немалым страхом Трурль положил под микроскоп препарат № 6590, не будучи уверен, порадует ли чем-нибудь эта его последняя надежда. Тамошняя культура позаботилась не только о машинном фундаменте изобилия,но также о расцвете высшего, духовного творчества. Микроскопическое это племя отличалось редкостной даровитостью; великих философов, живописцев, ваятелей, поэтов и драматургов было там пруд пруди,а если кто случайно и не был знаменитым виртуозом или композитором, то уж наверное был астрономом, биофизиком или по крайности прыгуном-пародистом, эквилибристом и артистом-филателистом, да притом обладал еще роскошным бархатным баритоном, абсолютным слухом и цветными снами в придачу. Не удивительно, что творчество в препарате № 6590 било ключом, громоздились груды полотен, вырастали леса изваяний, мириадами плодились ученые книги, трактаты этические и политические и прочие изумительные сверх всякой меры шедевры. Но затем, поглядев в микроскоп, Трурль заметил признаки какого-то неблагополучия. Из переполненных мастерских летели на улицу статуи вперемежку с картинами, прохожие не по плитам тротуара ступали, а по толстому слою гениальных поэм, ибо никто уже никого не читал, не изучал, музыкой чужою не восхищался, будучи сам господином всех муз и гением на все руки. Там и сям поскрипывали еще перья, стрекотали пишущие машинки, хлестали кисти по полотну, но все чаще очередной никому не известный гений выбрасывался с высокого этажа, поджегши перед тем мастерскую. Заполыхало сразу повсюду, и, хотя автоматические пожарные тушили огонь, в скором времени жильцов в спасенных от пожара домах не осталось. Между тем автоматы- золотарные, дворничьи, пожарные и другие- мало-помалу знакомились с наследием вымершей цивилизации, и до того оно им пришлось по вкусу, что принялись они эволюционировать в направлении все большей разумности, чтобы как следует адаптироваться к высокоодухотворенной среде обитания. Так начался окончательный крах: никто уже ничего не тушил, не чистил, не подметал, не канализировал, а было только повальное чтение, пение и театральные представления. Каналы засорились, мусорные баки персполнились, а остальное довершили пожары, и лишь хлопья сажи да обугленные страницы стихов, уносимые ветром, оживляли мертвый пейзаж. Трурль диафрагмировал столь тягостную картину, засунул препарат в самый дальний ящик письменного стола и долго качал головой в полном душевном смятении, не зная, что предпринять

литературное, социальное

Previous post Next post
Up