Александров-Зосимова пустынь 24 марта 2011 года
«Царский» город…
«Славный град стоит белокаменный
И во граде том, в Александрове
Плещет жизнь-река во все стороны…
Е. Миронова
Александров- уникальный памятник русской истории под открытым небом. Александров - странный город. Хотела написать «грустный», но неверно. Усталый - вот какой. Впечатление, будто город выпал из Времени. Словно стрелки часов остановились - либо прокручиваются, либо отстают. И некому починить… Старинных часов осталось очень мало, и те подавлены стандартной и абсолютно безликой советской «архитектурой». Памятник Ильичу стоит - на всякий пожарный, мало ли что… Кафе «СССР» в центре города, мало ли что… Перетяжка через всю центральную дорогу: «90 лет комсомолу», мало ли что…
Жители Александрова часто называют свой город «царским». Грозная слава о «кровопийственном» граде ходила среди народа. Но не только расправы прославили Слободу… Что еще? Читайте и я уверена, вы непременно отправитесь в этот чудо-град…
На пригорке показался музей-заповедник «Александровская Слобода» - старейшая загородная резиденция московских государей. Она навсегда вошла в историю как опричная столица Ивана Грозного. Однако судьба ее решена еще отцом Ивана 1У - великим московским князем Василием Ш. По его повелению в Слободе был построен роскошный дворец - лучшими русскими и итальянскими мастерами. Александровская Слобода стала местом регулярного пребывания в ней Государя, его семьи и Государева двора.
У Слободы - длинная история, но как не крути, главный персонаж - Иван Грозный. Он провел в этом месте 17 лет из своего 50-летнего правления. И каких! - Опричнина! Свадьбы! Казни…
Иван Грозный - личность поразительная. При описании его жизни используются исключительно две краски - черная и белая. Реки крови, зловещие опричники и отравленные жены с одной стороны, с другой - образованнейший человек, владеющий четырьмя языками, обожающий книги…
Зимой 1564 - Иван Грозный уезжает из Москвы. Длинный обоз везет царское имущество, казну, и главное - государственный архив. В санях Иван с женой… Рядом с царем едут его новые друзья - Алексей и Федор Басмановы, Григорий Бельский и Малюта Скуратов…
Они направляются в Александровскую Слободу. Едут туда целый месяц…
По Слободе царь ходит в золотом одеянии с бриллиантовыми пуговицами. На бритой голове - священная шапка Мономаха. В руке - золотой посох. Если принимает послов, то требует, чтобы те переодевались в одежду белых ангелов - белые платья, отороченные белым горностаем…
В промежутках между политическими занятиями, царь успевает еще и жениться… Венчанных официальных жен у него - четыре, еще четыре подруги. Вообще-то разрешалось венчаться максимум три раза, но как объясняет церковникам сам Грозный: «третья жена не успела стать ему женой, поскольку через неделю почила…» - тем самым получает разрешение на четвертый союз. В Успенском соборе Слободы устраиваются пышные свадьбы.
Старец Лукиан видел все беззаконие, которое творил неуемный царь в своих глубоких подвалах: варил в кипятке врагов и сдирал с них кожу ремнями… В знак очищения и снятия греховности святой Лукиан основал на этом месте монастырь, получивший название Свято-Успенского.
Было немного жутковато спускаться в темное подземелье, мелькнула тень - неужели сам Иван пожаловал…
Ведь по уверениям сторожилов здесь до сих пор бродят призраки …
Фу… Это всего лишь выставленная фигура палача, с закатанными рукавами и секирой, узник в колодках на сене - рядом пыточные инструменты… Тут же стоят бочки, на дне одной накиданы монетки. Ничего себе, кто-то пожелал вернуться !!!
Царские Палаты и Покровская церковь
В Царских Палатов от былого великолепия не осталось и следа. Потолки сводчатые, белые, оштукатуренные. В центре стоит резной белый трон из кости.
За троном - переход в Покровскую церковь. Постройка шатровая, а «шатер» - любимая форма церквей Грозного. Росписи в шатровом храме оставляют сильное впечатление. На темно-синем фоне фигуры святых в сужающемся к небу конусе. Сопроводительный стенд дает объективную оценку: «Стенописи - реально свидетельство глубокого душевного кризиса царя, переживаемого им после новгородского похода…»
Дружною толпою, в кромешной темноте прошли в палаты с очень низкими сводами, обитыми красным шелком стенами. В кромешной темноте, лишь при зажженных свечах на стенах мы с трудом углядели - длинный стол с посудой. Это личная царская Трапезная. Мы узнали, что обязательным напитком, завершающим длинную трапезу, было - медовое сыто. Уйти, пока не принесут сыто - нельзя, иначе Иван Грозный язык отрежет. Отсюда и выражение - «поесть до сыта». А еще в Палатах, кто хотел, мог побывать в образе царя или царицы. Да, в этих одеждах, да еще и с державой, чувствуешь себя намного увереннее, прямее и выше...
«Брачное ложе» или Царский сенник
«Ложе», кстати, расположено над пыточными палатами (можете себе представить!), в которой проходили первые (порой и последние) брачные ночи Грозного с разнообразными супругами. Кстати, ложе царь часто уступал своему сыну Ивану, который трижды вступал в брак. «В центре стоит высокая резная кровать, обитая шелками, по углам втыкались стрелы, на которые вешали по калачу и соболиной шкурке. Перина - символ плодородия - изготавливалась из 27 ржаных снопов, на которые стелили ковер и атласную простынь. Около постели ставили кадку с пшеном - символ изобилия - туда втыкали две толстенные свечи, чтобы светили всю ночь и оберегали молодоженов от порчи. Потом свечи соединяли друг с другом и уносили в церковь. Утром молодая царица подходила к столу, где на блюде лежала расшитая жемчугом кика - головной убор замужней женщины». Так же мы узнали, что «свадьбы Ивана 1У и царевича Ивана поддерживали тот высокий политический статус, который занимала Александровская Слобода». Кто про что. Кому пытки, кому - важен статус.
Распятская колокольня-церковь и «Марфины» палаты
С этой колокольни, по преданию, слетел наш первый «Икар» - Никита-холоп на смастеренных им самим деревянных крыльях. А Иван грозный сидел с «братией» и смотрел… К Распятской колокольне-храму сбоку пристроены «Марфины Палаты».
Царевна Марфа - сводная сестра Петра 1. А он всех своих сестер рассовывал по монастырям. Жестоко. Молодые царевны никогда не выйдут замуж и не родят детей - наследников. Марфе Алексеевне, по сравнению с другими, крупно «повезло» - она была отправлена с глаз долой в Свято-Успенский монастырь Александровской Слободы в 46 лет. Здесь приняла постриг под именем Маргариты. Прожила в обители 9 лет.
Торжественный собор…
Огромный белоснежный Троицкий собор находится рядом с Распятской колокольней-церковью. Когда стоишь наверху на колокольне, кажется, можно дотянуться до него. Темные маковки совсем рядом…
Очень интересная постройка - древняя церковь встроена в центр собора, окружена стенами более позднего храма с небольшим отступом-проходом. Зашли в собор, а перед нами еще один вход - в древнюю церковь. Над воротами очень красивая резная белокаменная арка. У ворот мощные дубовые створки и металлическое окаймление.
Васильевские ворота - справа от алтаря… Это потрясающее зрелище! Только ради них можно ехать в Александровскую Слободу. Можно долго рассказывать о технике, как медь покрывали лаком, выцарапывали рисунок, покрывали золотом, которое потом соскабливали, и выступало изображение - но ЭТО надо видеть! Их датируют 1336 годом (хотя подлинного здесь - лишь часть).
Вот и закончилась наша увлекательная прогулка по кремлю, но не по Александрову.
Ведь многие считают, что в городе лишь Слобода заслуживает внимание.
Это далеко не так. Знакомьтесь!
Музей-метафора «Александровское лето»…
Поднимаемся в горку по улице - узкой и скользкой, а тут еще, откуда не возьмись, с неба посыпало - домов не видно. Отчаявшись, пригляделись, и перед нами то, что искали - Музей сестер Цветаевых.
В июне 1991 года в бывшем доме учителя математики А.А. Лебедева, на бывшей Староконюшенной, где когда-то жили сестры Цветаевы, был открыт ПЕРВЫЙ в мире цветаевский музей, созданный местными энтузиастами, которые придумали идею, нашли деньги (спонсоры артисты большого театра, был и президентский грант)
Кстати сказать, мы с клубом «Алые паруса», уже побывали в двух цветаевских музеях - Тарусе и Ново- Талицах - это третий.
Это музей - метафора, уникальная экспозиция которого воссоздает поэтическую атмосферу Серебряного века. Сестра Марины Анастасия жила здесь с мужем Маврикием Минцем два года перед самой революцией. Здесь все символично. В цветочной - разбитое зеркало, как знак разбитой разбитой судьбы сестер. В комнате Анастасии все белое… А в зеркале цветы почему-то отражаются черными.
«Мне нравится, что вы больны не мной
Мне нравится, что я больна не вами…»
Эти стихи посвящены М. Минцу, мужу Анастасии, благодаря которому и состоялось это «Александровское лето». Это понятие вошло в литературоведение (как и Болдинская осень А. Пушкина).
Музею уже 15 лет, собственно, это уже два музея - один целиком посвящен сестрам Цветаевым, второй расположился в бывших, хорошо сохранившихся конюшнях Ивана Грозного.
Экспозиция посвящена александровским поселенцам. Ведь Александров - самый ближний город к Москве, в котором могли жить вернувшиеся из лагерей. Поэтому здесь и «оседали» в ту пору знаменитые ученые, писатели, художники. Назову лишь несколько имен: П.Д Барановский - легендарный архитектор-реставратор, венгерский писатель Й. Лендела, Б.Н. Лейтин - известный переводчик и поэт, Н.Я. Мандельштам - жена поэта, С.Н. Масленников - земский доктор - он изобрел способ лечения онкологических болезней при помощи березового гриба чаги. Благодаря своему открытию он помог сотням людей и стал героем повести А.И. Солженицына «Раковый корпус»…
101 километр - трагическая страница истории Александрова. Произвол властей и постоянная угроза снова попасть в лагерь. И для скольких стала она реальностью!
Рука творит - камень…
Нам посчастливилось побывать в так называемом музее рукотворного камня - он создан при ВНИИСИМСа (институте синтеза минерального сырья). Я не сильна в химии и минералогии, а специфических терминов услышано много, поэтому опишу общее впечатление. Институт был открыт в 1954 году для создания «чистого» кварца. Выращивали пьезокварц, а потом стали разрабатывать технологии производства для различных разновидностей кварца и изделий из них. Сейчас у института много «ноу-хау», которые защищены патентами, можно выращивать кристаллы и использовать их в резонаторах, оптике, алмазном инструменте, украшениях.
На витринах представлены образцы для промышленности и военных целей, аппарат для выращивания малахита, печь для синтеза слюды. Сотрудники института выезжают в геологические экспедиции, в музее замечательная подборка «натуральных» минералов, есть уникальные экспонаты.
Женщинам, конечно же, была интересна история выращивания самоцветов и алмазов. В институте есть свои дизайнеры и свои огранщики, но использовать золото и серебро они не могут - все изделия в обычном металле, но красиво! Оказывается, что отличить натуральный аметист от искусственного не могут даже специалисты! А здешний фианит ничуть не хуже бриллианта. Даже один из известных ювелирных промыслов закупает здесь сырье для своих изделий. Есть о чем задуматься… Пошли выбирать сувениры и застыли перед маленькими шедеврами. Хотелось всего и - побольше…
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
«Храмы-то с колен подымаются
Что разрушено - возрождается…»
Тема «Монастырь и воинская часть» очень интересна. Если хотите в этом убедиться, то поезжайте в местечко Арсаки. Эта воинская часть инженерных войск - единственная в своем роде. Здесь проходят службу верующие люди. Рядом с воинской частью - Смоленская Зосимова Пустынь. Раньше военные занимали всю территорию монастыря, сейчас же помогают монашеской братии с реставрацией зданий, а монахи оказывают духовную помощь личному составу.
В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Серафим, а в монастыре не больше 15 монахов.
Интересна история Пустыни. В 17 веке на месте, где впоследствии возник монастырь, подвизался преподобный Зосима, схимонах Троице-Сергиевой Лавры. Пять дней в неделю он удалялся на безмолвие. Около своей келейки вырыл старый колодец Жил преподобный Зосима уединенно, и после его кончины (24 октября 1833 года), на могилу приходили верующие, а вода из вырытого им колодца стала излечивать людей, по вере прибегающих к ней. Накануне своей кончины, прощаясь, Зосима произнес: «Не расходитесь на моем исходе. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй предел, - то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».
В конце 19 века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет, в ней было около ста монахов. В 1897 году над могилой основателя - преподобного Зосимы выстроили большой собор во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (покровительницы путешествующих, соответственно и нас!), чуть позже еще два храма - во имя Всех Святых и Сергия Радонежского.
После революции Зосимова Пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. Из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к 1923 году Пустынь стояла заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.
Сейчас Пустынь возвращается к жизни, восстановлен главный храм, построенный в совершенно необычном для православной церкви стиле.
Надвратная Всехсвятская церковь поражает своими масштабами и грациозными башенками! Темно-красный кирпич монастыря ярок на закате и лишь обезглавленная когда-то колокольня в темном мареве…
Дай Бог, чтобы и до нее дошли руки, ведь какой монастырь без своего особенного голоса!
Клуб «Алые Паруса»
Надежда Шарова
© 2011 Алые Паруса