в "
Прогулках с Бродским" есть фрагмент с ламентациями... по памяти: после того, как нас выставили на экзистенциальный мороз, можно было ожидать большего родства, дружества, приязни, милосердия, понимания, поддержки, чего, на самом деле, не наблюдается, наблюдается нечто противоположное. к какому опыту апеллировал лауреат, советской ли жизни во внутренней, заокеанской ли - во внешней эмиграции? не важно, к тому и другому.
вспомнил в связи с шестой серией "Отдела". зиновьевские "Зияющие" катализировали грызню, сравнимую с той, какая происходит, когда из резервуара с грызунами откачивают воздух.
читаю О. Лекманова. оказывается, тенишевцам Мандельштаму и Набокову показывали этот жестокий опыт:
<...> Воспитывались мы в высоких стеклянных ящиках, с нагретыми паровым отоплением подоконниками, в <...> классах на 25 человек. Наглядные методы заключались в жестокой и ненужной вивисекции, выкачивании воздуха из стеклянного колпака, чтобы задохнулась на спинке бедная мышь, в мучении лягушек... <...> От тяжелого приторного запаха в лабораториях болела голова...
такое не прижжешь адским камнем. всосавшись сквозь сузившиеся зрачки в сетчатку, вивисекция встроилась в культурные коды.