много читал/видел/слышал о единении в патриотическом порыве в 1914-ом. и все не то - для полноты картины, завершенности впечатления не хватало сочного мазка, вишенки на торте. переименование столицы, чистки, шпиономания, разгром немецких лавок и проч. и проч. - этим никого не удивишь. и здесь - да и только ли здесь? - неоценимую услугу оказал мне скрупулезный Александр Исаевич.
Вопреки своему поведению в 1904-05, влиятельные столичные круги российского еврейства, да и русские либералы, в возникшем конфликте 1914 года предложили самодержавию свою поддержку, предложили - союз. «Патриотический подъём, охвативший Россию, не оставил в стороне и евреев» [ссылка на "Краткую Еврейскую Энциклопедию", p]. «Это было то время, когда… Пуришкевич, видя русский патриотизм евреев, целовался с раввинами» [ссылка на "Русскую революцию и еврейство: Большевизм и иудаизм" Д.С. Пасманика, p]. И в печати (не в «Новом времени», а в той самой либеральной, по Витте «полуеврейской», печати, выражающей и ведущей порывы общественности, буквально требовавшей в 1905 капитуляции всего строя) от первых дней войны вспыхнул вихрь патриотического энтузиазма. «Через голову маленькой Сербии меч поднят на великую Россию, защитницу неприкосновенного права миллионов на труд и на жизнь». На чрезвычайном однодневном заседании Государственной Думы «представителей разных национальностей и партий в этот исторический день волновала одна мысль, одно великое чувство трепетно звучало во всех голосах… руки прочь от Святой Руси!.. Мы готовы на все жертвы для охранения чести и достоинства нераздельного государства Российского… „Бог, Царь и народ!“ - и победа обезпечена… В защиту нашей родины мы, евреи, выступаем… по чувству глубокой привязанности» [ссылки нет. кадетская "Речь"? А.И. продолжает цитировать Д.С. Пасманика? вероятно, вырезка предназначена более внимательному читателю, p]. ("Двести лет вместе")
Пуришкевич! с раввинами! каково? метафора, фигура речи...
жаль, не буквально, не 'в лоб', не прямой наводкой - влажными поцелуями, вошедшими в моду чуть позже, при Леониде Ильиче.
но и этого довольно