когда же настала восемнадцатая ночь...
Формат журнала не позволяет пересказать нескольких глав Успенского, посв. миссии Кирилла и Мефодия. Аперитивом тем, кто надумает их прочитать, может послужить след. высказывание ув. профессора:
«Несмотря на роковой исход кирилло-мефодиевской миссии в Моравии, она завоевала себе обширное влияние среди южных славян и на северо-востоке среди русских. Рассматриваемая как элемент противодействия Константинопольского патриархата Римскому престолу и Византийской империи Каролингам, кирилло-мефодиевская миссия нанесла большой удар католицизму и по настоящее время составляет сильную преграду для распространения римского обряда и германизма в его движении на Восток» (
↑).
Cпеций же этому блюду добавляет тот факт, что при жизни двух пап* миссия Мефодия в Моравии и Паннонии была не столько элементом «противодействия Константинопольского патриархата Римскому престолу и Византийской империи Каролингам», сколько инструментом борьбы между Римом и 'немецким' клиром (почитатели У. Эко: внимание, флэшбек). Назначив Мефодия архиепископом Моравским и Паннонским, не протестовав против службы на славянском и против переводческой работы окружения а-скопа, Рим перехватил инициативу у Константинополя и окоротил 'немцев', претендовавших на подчинение славянской церкви Зальцбургскому а-скопству. Лишь Стефан V положил конец многолетней вражде, принял сторону 'немецкой партии', в результате чего последователи Мефодия были изгнаны из злополучного княжества, укоренились в Болгарии, и дело миссионеров константинопольского патриарха Фотия вернулось в прежнее русло.
Трудно, наконец, не привести и следующее forte ув. проф. Успенского:
«Роковой исход кирилло-мефодиевского вопроса у мораван может наводить мыслящего читателя на серьезные вопросы. Оправдывается ли требованиями высшей справедливости вековая борьба культов, так резко разделяющая православие и католичество? Следует ли радоваться или, напротив, жалеть о том, что начавшаяся со времени Кирилла и Мефодия рознь и вражда между греческим и латинским обрядом в славянских землях не только не угасла по настоящее время, но, постепенно перерождаясь и эволюционируя, придала свой особенный отпечаток - моральный и культурный - приверженцам названных обрядов? Правда ли, как об этом говорят часто и открыто, что православие есть религия консерватизма, идущая рядом с невежеством и умственным застоем, а католичество - религия развивающегося религиозного сознания, дисциплинированная, однако, высшим авторитетом Римского епископа, что первая есть религия низшего культурного сознания, а вторая - высшего? Конечно, это вопрос до известной степени индивидуального самоопределения и решается по субъективным побуждениям. Но мне кажется, что решение его обязательно для всякого, и не только в собственном сознании, но и с целью выражения его открыто и гласно.» (
там же)
Даже абстрагируясь от церковной составляющей, нельзя не понимать, что этой борьбе мы обязаны языком и культурой, что борозда дробления между условными Западом и Востоком была заложена очень давно, и что противостояние это зашито даже в той письменности, которой мы пользуемся для выражения далеких от истории церкви мыслей.
____
* Николая I и Иоанна VIII