о политтехнологиях на закате Второй республики

Dec 22, 2021 04:26

Петр Андреевич счастливо разминулся с европейскими революциями 48-49 гг., в водоворот которых попал закадычный Василий Андреевич ( ), но был в Париже в момент зачатия Второй империи, когда президент Второй республики, а в скором будущем император Наполеон III, надругавшись над конституцией 48 г., пошел на второй срок правления.

довольно числительных. ниже - отрывок из биографии Вяземского. за отсутствием прямых цитат из записок и писем ей придется доверить передачу впечатлений князя.

«В Париже он не был двенадцать лет - и Париж республиканский понравился ему еще меньше Парижа королевского. Президентом республики, установленной после падения в 1848 году Луи Филиппа, был принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. Этот необыкновенно честолюбивый принц несколько раз пытался захватить власть в стране еще в 30-х годах (за что был выслан в Америку и даже шесть лет отсидел в крепости). И вот теперь, будучи президентом, решил добиться своего переизбрания на второй срок, для чего распустил палату представителей и арестовал 80 враждебных ему депутатов… 2 декабря 1851 года в Париже было введено осадное положение. Прямо под окнами Вяземского на Елисейских Полях появились огромные, как дома, баррикады. Но до больших боев дело все же не дошло. Верные президенту войска и полиция патрулировали город, стреляя при малейшем подозрении налево и направо. Для Парижа - по сравнению с бойнями 1830 и 1848 годов - это были «мелочи», для Вяземского - шок, от которого он долго не мог оправиться… Следы пуль на стенах домов, выбитые выстрелами стекла, валявшиеся на тротуарах трупы… Мостовая красна от крови. «И все это - во имя равенства, любви, свободы… Все это - коммунизм, демократия, о которой так много кричат наши либералисты!» - с ужасом думал он.

Еще отвратительнее были «выборы», которые устроил президент сразу после окончания боев в столице. По парижским улицам шныряли бойкие молодые люди и настойчиво совали в руки прохожих какие-то листовки. Такую листовку дали и князю. Это был отпечатанный в типографии бюллетень с заранее выставленным на нем словом «да». Князь пришел в бешенство, подумав о том, сколько неграмотных людей опустило такие бюллетени в урны, голосуя за переизбрание Наполеона на второй срок…»

Блажен, кто посетил сей мир, - писал второй закадычный друг Петра Андреевича, Федор Иванович.

что уж говорить о державшем свечку?

Вяземский, history, cit

Previous post Next post
Up