Прибыло сообщение скоростной голубиной почты - в полдень по местному времени войска союзников вошли в город Париж!
Правда, случилось это ровно 200 лет назад, но все честно - именно 31 марта по новому стилю. За день до этого произошло последнее сражение Заграничных походов, закончившееся взятием Монмартра - высоты, господствующей над городом. На Монмартре были расположены батареи защитников города, смотревшие до взятия холма навстречу русским войскам. После взятия Монмартра русские могли бы вести огонь по северным кварталам города (см. карту).
Союзники теснили французов и выходили непосредственно к кварталам Парижа на всех направлениях. Желая спасти Париж от артиллерийского обстрела и безнадежных для защитников уличных боев, командующий правым флангом французской обороны маршал Мармон к 5 часам вечера отправил парламентёра к русскому императору (Жозеф Бонапарт, командовавший всей обороной города, покинул поле боя, оставив маршалам Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа) и к 2 часам ночи сдача города была подписана. При этом французской армии было разрешено уйти из города до 7 часов утра.
Карта сражения. Если вы не видите на приведенной здесь схеме Парижа площади Звезды и отходящих от нее проспектов, то ничего удивительного в этом нет, их в 1814 году еще не было.
Союзники числом около 100 тыс. (60 тыс русских, 30 тыс. пруссаков, 10 тыс. австрийцев и вюртембергцев) наступали на высоты Монмартр и Роменвиль, охватывающие тогдашний Париж с севера и востока. Число французских войск, приведенное разными источниками, колеблется от 25 до 40+ тыс. В основном, разночтения связаны с оценкой численности Национальной гвардии (не путать с гвардией императорской; национальная гвардия была французским аналогом российского ополчения), принимавшей участие в боях. Так или иначе, союзники превосходили французов численностью, но учитывая, что последние занимали господствующие высоты, бой был тяжелым и кровопролитным (потери с обеих сторон составили не менее 10 тыс, а возможно и до 20 тыс человек).
Как и положено после полной и окончательной победы, император Александром I щедро наградил участвовавший в бою командный состав. Главнокомандующий русскими войсками генерал Барклай-де-Толли получил чин фельдмаршала. Шесть генералов удостоились ордена Св. Георгия 2-й степени. Сравним - за победу в сражении под Лейпцигом (т.н. "битва народов") орден Св. Георгия 2-й степени получили всего четыре генерала, а за Бородинское сражение этой награды был удостоен один лишь Барклай-де-Толли. Командовавший русскими войсками при взятии Монмартра генерал-от-инфантерии Ланжерон (французский эмигрант) был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Наполеон был низложен Сенатом 2 апреля и еще через два дня отрекся от трона. (Последующий побег с Эльбы, "Сто дней" и Ватерлоо можно считать жестокой шуткой истории.)
Интересным в этой истории является то, что весенняя кампания 1814 года пошла совсем не так, как предполагал Наполеон. Он решительно двинулся навстречу союзным армиям, чтобы разъединить их и, деблокировав гарнизоны осажденных крепостей на востоке Франции, всеми силами разбить армии союзников поодиночке. Наполеон считал, что Париж достаточно защищен уже тем, что союзники не решатся оставить его и его армию "без присмотра". Однако Александр I приказал немедленно наступать прямо на Париж. Наполеон узнал об этом 27 марта, находясь на расстоянии 180 км от столицы. Успеть к Парижу раньше русских у него уже не было никакой возможности.
Одной и, возможно, главной причиной такого решения был тонкий учет не только военных, но и политических факторов. План Наполеона оттянуть силы союзников от Парижа движением на восток не был для них тайной. В конце февраля казаки перехватили курьера, который вез письмо Наполеона жене. Хотя Наполеон обычно шифровал свои письма, именно это оказалось незашифрованным, и из него следовало, что Наполеон решил двинуться на восток именно с этой целью. Вскоре был перехвачен еще один французский курьер, который вез конфиденциальные сообщения нескольких французских должностных лиц высокого ранга. В этих письмах речь шла речь о тяжелом состоянии Франции и о недовольстве парижан.
У парижан да и всех французов, к этому времени было немало причин для недовольства, в т.ч. колоссальные по тем временам военные потери революционных и наполеоновских войн - при населении около 30 млн (Франция тогда была самой многочисленной страной Европы, даже более населенной, чем Россия; неверно - см. обсуждение
здесь - Франция была второй после России) потери убитыми и ранеными среди французов составляли около 3 млн человек, из них от 0,5 до 1 млн убитых (не удивляемся таким огромным числам; эти потери были распределены на 20 с лишним лет войны). Усталость парижан от бесконечной войны, а в предшествующие два года и от неслыханных ранее поражений, привела к тому, что город капитулировал, как только господствующие высоты были взяты.
Очень интересную подборку материалов о боях под Парижем, вступлении союзников в город, отношениях с местным населением и впечатлениях русских (и не только) участников этих событий можно почитать вот
здесь и вот
здесь (во втором "здесь" текст английский, но сайт уж очень хорош).