О притчах Господних и невидимой руке рынка

Dec 01, 2013 20:01

Не знаю кто как, а мы в отряде иногда разговариваем разговоры о вещах весьма отвлеченных. Сегодня речь вдруг зашла о Римском папе и его недавнем манифесте. Манифеста я не читал, но осуждаю он оказался только поводом для краткой беседы, в ходе которой дискутанты проводили сравнительный анализ достоинств различных социальных систем. Не сердитесь - с ( Read more... )

социальность как она есть, споры, поток сознания

Leave a comment

Comments 12

sgt_log December 2 2013, 05:01:24 UTC
Мне кажется, что все же смысл притчи в другом. Если капиталист будет думать о личной выгоде, то приобретет себе ад на земле уже. Другое дело, если капиталист думает о своем предприятии как о вверенном имуществе в управление. Тогда его страх за то, что если он разорится перестанет его тревожить и работа (а работа капиталиста преумножать богатство) превратится лишь в работу, а не в источник нервного перенапряжения. А при нервном перенапряжении можно действительно поступить неразумно и богатство потерять потеряв еще и здоровье и душу.

Reply

partizan_1812 December 2 2013, 13:29:20 UTC
В "другом" по сравнению с чем?

Моя, кратко высказанная в заметке, т.з. в том, что богач не просто действует в своих интересах, а в том, что совершенно забывает при этом о милосердии и о тщетности накопления земных богатств.

Поэтому я, в свою очередь, не согласен с т.з. о том, что (1) противным Евангелию является личная выгода вообще, если под выгодой понимать действия в своих интересах; (2) управление предприятием будет успешным, если это не приносит личной выгоды.

А вообще-то смысл поста в том, чтобы выразить мое несогласие с идеей, что Евангелие предписывает использование некоторого определенного общественного устройства.

Reply

sgt_log December 2 2013, 15:10:31 UTC
В "другом" по сравнению с чем?
Не в том, чтоб пускать дело деньги в оборот, а не хранить.

а в том, что совершенно забывает при этом о милосердии и о тщетности накопления земных богатств.
Ну это то понятно, просто концепция слишком необщая тут.

А в остальном да, но как-то необщо. ИМХО.

Reply

partizan_1812 December 2 2013, 15:23:44 UTC
>>В "другом" по сравнению с чем?
Не в том, чтоб пускать дело деньги в оборот, а не хранить.

Но это как раз делает историю типичной дле НЕкапиталистического общества и НЕ типичной для капиталистического. Т.е. использовать именно ее в качестве доказательства несостоятельности капиталистической общественной системы не соответствует не только ее исходному посылу (это, я думаю, для большинства очевидно),
НО И реалиям именно капиталистического общества (вот это уже мои двекопейки).

Reply


davos_seaworth December 2 2013, 09:11:52 UTC
Так, собственно, Евангелие обращается не к сиюминутностям экономических формаций, а к вечным свойствам человека, порокам и добродетелям его, которые несущественно зависят от экономического строя. Поэтому притча работает и для натурального хозяйства, и для капитализма, и для коммунизма, поскольку говорит об алчности, свойстве человека, а не о форме его экономического поведения. Алчен может быть и нищий бездельник.

Хотелось бы заметить, что даже от этоса эти свойства не слишком зависят, КМК. Поэтому и различие Завета в Ветхом и Новом Заветах, если я правильно понимаю.

Reply

partizan_1812 December 2 2013, 13:33:20 UTC
>>Так, собственно, Евангелие обращается не к сиюминутностям экономических формаций, а к вечным свойствам человека, порокам и добродетелям его, которые несущественно зависят от экономического строя. Поэтому притча работает и для натурального хозяйства, и для капитализма, и для коммунизма, поскольку говорит об алчности, свойстве человека, а не о форме его экономического поведения. Алчен может быть и нищий бездельник.

Именно так. Об этом и речь.

Алчность и отсутствие милосердия процветают при любом общественном устройстве. И при любом же существует любовь и доброта.

Я немного иронизировал в адрес популярной, хотя и неверной идеи о том, что Евангелие дает нам до некоторой степени конкретный рецепт общественного устройства. Идеалы дает. Как Царствие Божие наследовать советует. А как устроить товарообмен или организовать землепашество ничего не говорит.

Reply

davos_seaworth December 3 2013, 06:25:46 UTC
В сущности, один из явных признаков богодухновенности Евангегелия. В словах Христа нет ни одной сиюминутности, ничего, что было бы релевантно для Иудеи 1 века, и не релевантно для нас. Ничего зависящего от строя.

Reply

partizan_1812 December 3 2013, 13:56:11 UTC
Именно так.
При этом притчи всегда рассказаны так, чтобы люди вокруг их хорошо понимали.

Reply


О притчах Господних и невидимой руке рынка livejournal December 2 2013, 18:52:32 UTC
Пользователь mikhail_zeleny сослался на вашу запись в записи « О притчах Господних и невидимой руке рынка» в контексте: [...] Очень интересное прочтение евангельской притчи о неразумном богаче [...]

Reply


vklin December 2 2013, 18:58:29 UTC
А вот притча про таланты - она как раз в духе капитализма:)

Reply

mikhail_zeleny December 2 2013, 19:04:00 UTC

Я как раз подумал с притчей о талантах связать, но Вы меня опередили :) Можно один вывод сделать: хуже всего - это попытаться в землю закопать или в житницы засыпать, т.е. без всякой пользы, как Плюшкин...

Reply

partizan_1812 December 2 2013, 19:48:34 UTC
Да, вполне.
"надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью"

Опять же, надо понимать, что речь идет совсем не об одобрении или неодобрении общественного устройства, но да, притча звучит вполне по-рыночному. Ведь рыночные отношения тоже существовали, а Господь всегда рассказывал притчи так, что они были о понятных слушателям предметах: сев, урожай, купля-продажа и т.п. (разбой, например :))) .

Reply


Leave a comment

Up