Американская симфония, или Республике-республиково, но Богу все-таки Богово..

Oct 21, 2013 21:01

Мне нередко приходится слышать от православных соотечественников о желательности более тесного взаимодействия между Русской православной церковью и государством. Иногда эти пожелания принимают форму сожаления об исторически недавнем синодальном периоде или о давно прошедших и уже ставших баснословными временах симфонии между священством и царством. Иногда они более реалистично заключаются в указаниях на примеры жизни других государств, где церковь или официально имеет статус государственной, или даже не имея такого статуса, многими нитями прочно связана с государством.

В отношении этого последнего любят указать то на пример Германии, собирающей церковный налог, то на пример США, где несмотря на все отделения государства от церкви государство использует различные религиозные организации для оказания социальной помощи, а в Конгрессе и вооруженных силах есть капелланы.

Между тем, отделение церкви от государства не является для церкви однозначно невыгодным. Предвзятое отношение к этому явлению во многом связано с нашей отечественной историей. То, что называлось отделением церкви от государства большевиками было на самом деле политикой гонений. В чистом же виде принцип отделения имеет много преимуществ перед излишней привязанностью к государству.

Общие принципы становятся гораздо понятнее, когда речь идет о конкретном примере их применения. Так вот, случилось это зимой в Кингс-Бей, штат Джорджия, где находится база подлодок ВМС США.

База эта занимает площадь около 60 кв. км, на которой проживает около 10 тыс человек (военнослужащие, их семьи, гражданские вольнонаемные и т.д.). Среди них немало католиков, которые обычно участвовали в мессе в часовне, расположенной на территории военной базы.

Вот эта часовня


О. Рей Леонард - католический священник, который с точки зрения гражданского закона заключил с Министерством обороны контракт на выполнение функций капеллана. Однако о. Леонард не состоит на военной службе, как большинство капелланов армии и флота США. Дело в том, что католических капелланов в рядах ВС США не хватает. Хотя около 25% личного состава являются католиками, среди капелланов католиков всего 8%. Отсюда и необходимость нанимать таких капелланов, как о. Леонард.

После временной приостановки финансирования федеральных ведомств, которое произошло в первой половине октября, прихожане о. Леонарда из Кингс-Бей не смогли участвовать в мессе, поскольку он получил указание от командования базы прекратить свое служение в качестве капеллана. Такие же указания получили и другие священники, исполняющие обязанности капелланов, но не состоящие на военной службе.

Священник проинформировал начальство, что он не нуждается в оплате на время финансового кризиса, и будет продолжать выполнять свои обязанности безо всякой материальной компенсации. Однако даже и бесплатно ему было запрещено проводить богослужение. Ему было также запрещено заходить в часовню или в свой рабочий кабинет на территории базы. В случае неподчинения этому приказу он будет задержан, предупредили о. Леонарда.

Объявление о прекращении католических богослужений на базе; интересно, но протестантские собрания продолжались беспрепятственно (возможно, это было связано с тем, что протестантские капелланы на базе состоят на действительной военной службе)


Единственной альтернативой для 300 католических семей, составляющих приход о. Леонарда была поездка в ближайшую католическую церковь в 26 км от базы.

От имени о. Леонарда и одного из его прихожан - Фреда Нейлора, ветерана флота, консервативный Юридический Центр Томаса Мора 14 октября подал в суд иск против Министерства обороны и лично министра. Сразу после подачи иска о. Леонард получил разрешение продолжать слое служение. Важно то, что такое разрешение было дано лично о. Леонарду, но не другим священникам, находящимся в таком же положении.

Таким образом, действия правительственных учреждений привели к избирательному запрещению деятельности различных церквей. Протестантские службы на базе продолжались (см. объявление выше), а католические были прекращены. Не исключено, что решение минообороны противоречит даже действующим в таких случаях правилам, поскольку при подобной приостановке финансирования федеральных служб тех сотрудников, которые участвуют в поддержании морали личного состава, не должны отстранять от работы, продолжая выплачивать им денежное содержание.

Независимо от того, имело ли место нарушение инструкций, иск подан на нарушение властями свободы вероисповедания. Об этих особенностях национального богослужения стоит помнить всем, кто считает благом укрепление связей между Церковью и государством. Результат этого может быть не такой драматичный, как в Дании, где государственную церковь обязали венчать однополые пары, а пока похожий на то, что произошло в Кингс-Бей - выгонят из церкви и поменяют на дверях замок.

В завершение приведу несколько ссылок для тех, кто желает более подробно ознакомиться с этой историей и мнениями, высказанными по ее поводу. Правда, все существенное я уже рассказал, а что там произойдет в суде - пока слишком рано об этом говорить.

Это консервативный новостной сайт.

Это сайт той организации, которая подала иск от имени о. Леонарда и его прихожан.

Это мейнстримная новостная организация.

Это леволиберальное СМИ.

В последнем интересно почитать комменты. Большая часть их выдержана в совершенно злорадном духе. В вольном пересказе звучит как-то так: «вот теперь и вы страдаете, поделом вам инквизиторы и душители свободной мысли», «не вы одни страдаете, кому сейчас хорошо, терпеть надо», «плаксы нашлись; настоящий католик себе церкву найдет, на край света доползет на цырлочках». И только один комментатор раздумчиво заметил: «а если бы это был имам»?

Даже у Докинза на сайте есть эта новость.

Здесь комменты еще смачнее, чем на Хаффингтон Пост. Просто отличный пример стеба со злопыхательством. Жаль, что мы не услышали самого начальника транспортного цеха мэтра. Но мнения фанатов уж очень характерны, а яблоко говорят от яблони далеко не падает.

краеведение, церковь и государство, инославие как оно есть, жизнь

Previous post Next post
Up