Только что сделал перепост
заметки о. Святослава о том, как Русская церковь собирала средства в фонд обороны во время Великой Отечественной войны. Невозможно не согласиться с тем, что это было значительным вкладом в победу. Все так.
Но все же наиболее значительный вклад церкви в победу в Великой Отечественной войне не в этом. Христианство "разрешает" человекам быть простыми и добрыми, чему яростно сопротивляется жизнь. Хозяева жизни в 30е годы требовали от нашего человека любви к борющемуся пролетариату Германии, Бразилии и Индии, настаивали (и небезуспешно) на том, что вместо Пушкина и Достевского он должен восхищаться творениями пещерных русофобов из Бармена и Трира, вместо рублевской "Троицы" умиляться вот этим -
Герасимов Александр Михайлович
И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле
1938
Холст, масло
296 х 386 (см!)
и вот этим -
Никритин Соломон Борисович
Суд народа
1934
Холст, масло
140 х 142,5
Но летом 1941 года оказалось, что никто не хочет умирать за "интернационалку". Вначале хозяева жизни не верили этому. У меня в коллекции есть любопытная листовка для немцев, датированная 28 или 29 июня, в которой описываются фантастические страдания народа и восстания масс в Германии, какие-то сумасшедшие диверсии на пороховых заводах и прочие безумные глаголы классовой борьбы. Но хозяева жизни так долго боролись с простой, незамысловатой любовью к родине, пытаясь заменить ее физкультурно-пирамидной любовью к пролетариям земшара, что уже перестали понимать, что это значит - любить родину, не испытывая восторга по поводу борьбы товарищей в Гамбурге и Милане.
И тогда оказалось, что всесильные социальные инженеры и прорабы грядущего рады любой помощи, и она пришла в первый же день войны, когда митрополит Сергий обратился к народу с призывом защитить Родину. Обратился, между прочим, на 12 дней раньше, чем прозвучали мозговыносящие для каждого любителя истории 20х и 30х гг. "братья и сестры".
Не следует поддаваться иллюзии, что отношение человека, обращавшегося к "братьям и сестрам", в отношении Церкви изменилось, но прагматизм сыграл свой роль, и помощь, предложенная Церквью, была принята. Это, несомненно, имело значение и для последующего признания Церкви со стороны тогдашних властей.
Сказав все это, сделаю два замечания.
1. Как бы велика ни была роль Русской церкви в победе, не стоит умалять значение Церкви в нашей жизни утилитарным пониманием ее роли. Не потому она хороша, что сыграла роль в победе. Она хороша, потому что Она есть Тело Христово. Все остальное - следствия этого. (Я не спорю с о. Святославом, он так и не думает. :))
2. Все очень непросто с эскадрильей "Александр Невский". Я не имею серьезных подтверждений ее существования.
Посмотрите мой старый пост, где я прошу помощи от тех, кто знает. Разъяснений я пока не получил.:((
С Днем победы!