«Реституция»/приватизация церковного имущества ч. 4 (заключительная)

Jan 07, 2013 20:37

В связи с уходом в виртуальный затвор на время последних недель рождественского поста я пропустил окончание серии заметок о реституции/приватизации имущества, передаваемого Русской Церкви. Кто не видел в оригинальном ЖЖ, прошу любить и жаловать - перепост.

Оригинал взят у vantus_1в «Реституция»/приватизация церковного имущества ч. 4 (заключительная)
И так, наконец-то нашёл время, что бы кратко закруглить тему «реституции» церковного имущества.

В первой части моего мини, ни на что не претендующего исследования, я постарался ответить на первый вопрос, который перед собой поставил в начала, во второй ответил на комментарии и рассказал о преемственности Синода к Патриархии, а так же почему Россия является государством-продолжателем СССР, более чем правопреемником, а в третьей части ответил на второй и третий вопросы из тех, которые перед собой ставил.

Настало время ответить на четвёртый.

Начать ликбез мне кажется надо с вопросов.
1) Что такое Русская православная церковь сегодня и чем она была в 1917 году, а так же на протяжении истории Советского Союза.


2) Владела ли церковь имуществом до 1917 года,
3) Владела ли церковь имуществом после 1917 года



4) На каком основании передаётся имущество церкви в наше время.


[Spoiler (click to open)]
И так, мы закончили на том, что в 1991 году Русская Православная Церковь вновь появляется в нашей действительности, как юридическое лицо. Повторюсь и подчеркну, что как религиозная организация (а в период с 1918 года по 1929 гг. в качестве религиозной организации с общим статусом организаций, союзов и т.д.) РПЦ существовала и как централизованная структура и в виде отдельных приходов и никогда, подчеркну НИКОГДА не ликвидировалась, хотя и не имела статуса юридического лица.
Однако в 1991 году юридически регистрируется НОВАЯ организация. Это та же самая организация, которая не имела регистрации в качестве юридического лица в СССР, это та же самая организация, которая существовала как религиозная организация с функциями государственного органа (и множество юридических лиц) в Российской империи, однако как юридическое лицо для российской, а точнее всё ещё советской действительности она появляется вновь.
Причём слово «вновь» здесь используется в обоих значениях.
Так вышло. Я понимаю, что сложно, но я постарался максимально просто это изобразить.
Я приводил пример с аристократом, подданным РИ, который не имел статуса гражданина СССР, но получил гражданство России. Тот же гражданин, но с постоянно меняющимся статусом и набором прав.
Хотя в нашем случае, РПЦ зарегистрировалось в качестве юридического лица как раз в СССР (а утратило его в РСФСР в 1918 году, имущества лишилось в Российской Республике в 1917 году, напомню). И именно в СССР было провозглашено право владения, пользования и распоряжения (т.е. собственности) некоторыми видами имущества (зданиями общецерковных и епархиальных учреждений, монастырей и духовных учебных заведений, библиотеками и священными предметами) исключительно Синодом РПЦ (во главе с Патриархом).
В СССР у РПЦ и приходов возникло право собственности и пользования на значительное недвижимое и движимое имущество, переданное государством после 1918 года.
Однако.
В соответствии со ст. 18 Закона СССР «О собственности в СССР» от 06.03.1990 года «в собственности религиозных организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.
Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное и созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом».
В соответствии с Законом РСФСР1 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Закон СССР «О собственности в СССР» утратил силу.
В новом законе РСФСР указывалось, что Статья 19. Собственность религиозных организаций «в собственности религиозных организаций, являющихся юридическими лицами, могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.
Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством либо приобретенное по другим основаниям, допускаемым законом.
Созданные религиозными организациями в качестве юридических лиц предприятия и учреждения имеют право полного хозяйственного ведения или право оперативного управления закрепленным за ними имуществом.
В случае ликвидации религиозной организации ее имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, направляется на цели, предусмотренные ее уставом».
Но в соответствии со ст. 5 Постановления ВС РСФСР от 24.12.1990 N 444-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие Закона, то есть с 1 января 1991 года.
Т.е. все права собственности в РСФСР могли возникнуть с этой даты, а положения закона, касающиеся обязательности компенсации любого изъятого имущества, в том числе путём издания соответствующего закона, распространяются только на имущество изъятое после 1991 года.
С введением в действие в 1995 году Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой), по которому мы пока что живём и сейчас и который отменил действие вышеуказанного закона РСФСР так же никак не решило вопрос с компенсациями за имущество, которое было изъято до 1918 года.

Таким образом, законодателем в РФ никогда не принимались акты, направленные на возврат имущества лицам (в том числе юридическим) или их правопреемникам, которое было у них изъято с 1918 года и позднее (в городах домовладения изымались в 1925 г., изымалось имущество и позднее). Если бы такие акты были приняты в РФ, то РПЦ МП могло бы претендовать и даже более того, имело бы полное право на возврат своего изъятого имущества. В законодательстве о реабилитации жертв политических репрессий прямо говорится, что изъятое, национализированное имущество, если его изъятие происходило на основании законодательных актов не подлежит возврату (хотя к юридическим лицам это не имеет отношения.

В Земельном Кодексе РФ так же прямо говорится, что «не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков».

В том числе эта норма не позволила Православному Приходу храма пророка Божия Илии на Воронцовом Поле г. Москвы в 2004 году получить свою землю, экспроприированную в 1917 году. Суд им в этом обоснованно отказал. Хотя восстановить архивные документы на самом деле достаточно легко. Многократно обращались с подобными исками и граждане.
В конце концов, Конституционный суд прямо разъяснил, что это вопрос относится в компетенции законодателя и его «политической воли». А переводя на русский указал, что всё имущество изъятое без компенсаций (украденное государством) до 1991 года никакому возврату подлежать не будет, пока на то не будет политического решения законодателя.
Возвращая долги Российской Империи иностранным государствам Российская Федерация, к сожалению, не имеет того же намерения по отношению к собственным гражданам и российским юридическим лицам.
Вопрос размера этого имущества, естественно, вряд ли поддаётся каким-то оценкам. Он огромен.

Выяснив вопрос, на каком основании в РФ имущество Церкви государством не передаётся, вернёмся к вопросу о том, на каком же основании оно передаётся.

Уже в СССР было принято (и не отменено на настоящий момент) Постановление Совмина СССР от 29.12.1990 N 1372 "О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства", согласно которому передача религиозным организациям в собственность культовых (молитвенных) зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства, производится безвозмездно, применительно к порядку передачи его общественным организациям, установленному Постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1979 г. N 940 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений".

Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" был принят временный порядок передачи имущества религиозным организациям.

Согласно нему вопросы передачи в собственность либо пользование относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения рассматриваются Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации по заявлению религиозных объединений. К заявлению прилагается историческая справка с указанием конфессиональной принадлежности объекта, его использования в настоящее время.

Передаваемое религиозным объединениям в собственность либо пользование имущество религиозного назначения подразделяется на недвижимое (храмы и храмовые комплексы; ансамбли монастырей; отдельно стоящие церкви, мечети, кирхи, костелы, часовни; постройки хозяйственного и жилого назначения) и движимое, хранящееся в музеях, библиотеках, а также других организациях (предметы, составляющие внутреннее убранство храмов и необходимые для проведения богослужений; одежда священнослужителей; знаки духовной власти; книжные собрания).
Временный порядок передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения не распространяется на документальные комплексы, отдельные документы, хранящиеся в государственных музеях, библиотеках и архивах и составляющие часть Архивного фонда Российской Федерации. Вопросы их передачи религиозным объединениям решаются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

Начавшийся в 1918 году, с момента изъятия имущества, процесс его безвозмездной передачи обратно религиозным организациям, и имевшим в начальные послесоветские годы несколько стихийный характер (как мы помним, тоже творилось и с земельными участками гражданам, из-за чего до сих пор в этой сфере полный бардак) принял ещё более организованный характер.

В 1995 году было издано Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения" на основании, так же как и предыдущее, распоряжения Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" и в соответствии с Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Законами РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "О свободе вероисповеданий".

Вышеуказанное Постановление было признано недействительным в связи с изданием Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации".

Окончательно же урегулировал вопросы на сегодняшний день предоставление религиозного имущества известный как «закон о реституции» Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

В соответствии с ним издаётся и публикуется в том числе план по передаче имущества религиозным организациям. Процесс исполнения этого плана контролируется государством.


Как можно видеть, ни какой реституции т.е. возврата национализированного имущества не происходило и не происходит. Происходит простая приватизация т.е. переход из государственной в частную собственность имущества (хотя и не во всех случаях, достаточно часто имущество передаётся только в пользование). Эта приватизация безвозмездна.

Не знаю, что служит её причиной, продолжение ли практики передачи непрофильных активов, профильным организациям, сняв бремя их содержания с государства, принятой ещё в советском государстве или желание вернуть, но контролируемо часть экспроприируемого имущества. Тут вопрос политической воли, как сказал Конституционный суд. Но сравнивая в целом с процессом приватизации государственного имущества, являющемся основой современного государственного строя, можно сказать - что это просто часть общего процесса по приватизации имущества.

Так же передавалась и передаётся земля, недвижимость (дома, квартиры), а так же непрофильное прочее имущество. Потихоньку государство хочет избавиться от всего имущества, прямо не необходимого для осуществления государственных функций.

Что же. Для кого-то это повод не голосовать за ту или иную партию или президента. Но имущество, как мы видим, передаётся на основании законов. А на сегодняшний день передаётся законно, централизованно и упорядоченно. Разумно передаётся.

перепост, церковь и государство, церковь и общество

Previous post Next post
Up