"Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет" (с) или типа того

Jul 02, 2024 11:21

Недавно некоторое, хотя и быстро прошедшее, внимание местных СМИ было уделено публикации очередного опроса Гэллапа об ощущении счастья людьми в разных странах. В него включено много разных параметров, но самый главный из них - очень субъективный, но в то же время единственно верный. Человеку предлагают оценить удовлетворенность своей жизнью на лестнице из 11 ступенек от 10 (полное счастье!) до 0 (все абсолютно ужасно!). На основе этих ответов находится среднее по странам. Около тысячи человек опрашивается за год в каждой стране и находится и публикуется среднее по трем годам. Отчет, опубликованный в этом году, опирается на данные, полученные в 2021-2023 годах.

Ранжирование стран по среднему ощущению счастья приводит к довольно ожидаемым результатам. В верхней части списка мы видим скандинавские страны: Финляндия с величиной 'индекса счастья' 7.7 - да знаю я, знаю, что это, строго говоря, не Скандинавия, но все толкуют этот термин расширительно, Дания, Исландия, Швеция, Норвегия. Там же Израиль, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, много европейских стран, Кувейт, Коста Рика, Британия, США (6,7 единиц счастья; 23 место), Германия, Франция, Уругвай, Мексика, Саудовская Аравия. Дальше идет пестрая смесь стран без особого тематического или регионального кучкования: Италия (41 место), Узбекистан (47), Япония (51), Китай (60), Россия (72 место; 5,8 очков), Болгария (81), Грузия (91), Турция (98), Украина (105; 4,9), Уганда (117), и замыкает список Лесото (141; 3.2), Ливан (142; 2,7) и Афганистан (143; 1.7).







Повторю, что эти данные основаны на субъективном ощущении. Но как еще можно измерить счастье? Тем более, что меня интересуют вполне корректные сравнения, которые можно сделать на основании этих данных.

Если посмотреть на ощущение счастья людьми разного возраста, то оказывается, что в развитых странах наблюдается огромное различие между молодыми и пожилыми; молодые менее счастливы. Если брать ответы только людей в возрасте до 30 лет, то США находится на 62 месте (Россия на 68, Китай на 79). Если смотреть на ответы пожилых (старше 60), то США на 10 месте (Россия на 66, Китай на 30). Заметим при этом, что Афганистан замыкает списки по всем возрастам, без вариантов.

Таким образом, ощущение счастья пожилыми в США выше среднего по стране, а молодыми ниже. Любопытно посмотреть на приведенные к публикации данные по четырем возрастам (до 30, 30-44, 45-59, 60 и старше). Список стран, ранжированный по общему положению в списке, с указанием рангов по каждому возрасту прилагается. Безо всякой статистики я пометил наиболее бросающиеся в глаза расхождения между молодыми и пожилыми где красным, а где розоватым цветом (это случайно получилось), а большое, но не такое уж сильно вызывающее, желтым. Если страна не помечена, то разницу между индексом счастья молодежи и пожилых я счел недостойной упоминания. Если помечено зеленым, то молодежь в этой стране гораздо более счастлива, чем пожилые.

Разобьем список на квинтили. Среди верхних 28 стран в тринадцати пожилые гораздо счастливее молодежи. Противоположное положение наблюдается только в пяти странах. Даже в странах на самом верху списка, где и молодежь счастлива по сравнению со сверстниками в других странах, разница огромна. Швеция на 4 месте среди пожилых, но на 18 среди молодых. Норвегия на 3 месте среди пожилых, на 20 среди молодых. В следующей группе (места с 29 по 56) в пяти странах молодежь счастливее, а в пяти пожилые. В группе мест с 57 по 84 две розовые и пять зеленых. Ниже нет особого смысла смотреть, ранжирование по молодежи и по пожилым отличается не очень сильно.

В общем и целом, между ощущением счастья молодежью и пожилыми наблюдается паритет. Среди верхних 84 стран, где расхождение может наблюдаться, большинство стран не помечены. Но если расхождение существует, то зеленое наблюдается одинаково часто в каждой из верхних трех квинтилей, а вот краснорозовожелтое явно сосредоточено наверху. Т.н. развитые страны типично краснорозовожелтые (США, Британия, Германия, Франция, Канада, Япония, Австралия). Италия, Швейцария, Бельгия, Ирландия, Испания показывают равномерность распределения счастья по молодым и пожилым. Зеленых исключений среди развитых стран мало: Люксембург да Израиль. Спишем это на маленький размер и особый характер. Т.е. если разница между молодыми и пожилыми наблюдается, то в большинстве развитых стран эта разница показывает более сильное ощущение счастья у пожилых.

Можно возразить - не все так ужасно, молодежь многих упомянутых выше стран не так уж несчастлива, она вполне себе в верхней части списка. Но речь идет именно о сравнении пожилых и молодых внутри одной страны. У вполне в среднем счастливых скандинавских стран молодежь значительно менее счастлива, чем пожилые. Живут в одной стране, наслаждаются энергией и здоровьем молодости и при этом менее счастливы, причем намного. (Исландия - исключение.)  Даже в США молодежь находится в списке стран слегка выше, чем молодежь в России, т.е. никакой катастрофы вроде бы не наблюдается. Но сравните с пожилыми в тех же США; у пожилых 10 место в списке, в лиге считающихся благополучными скандинавов, канадцев, швейцарцев и т.п, а молодежь на 62 месте рядом с молодежью Вьетнама, Бразилии, Ямайки, Венесуэлы и Доминиканской Республики. Различие очевидное, так что будем считать разницу в ощущении счастья между молодежью и пожилыми не в пользу молодежи установленным фактом для большинства т.н. развитых стран. С чем это может быть связано?

Этот опрос обсуждался после его публикации и ответы на него предлагаются разные. Если суммировать взгляды благомыслов, то вкратце получается так. Молодым сегодня очень трудно в этой жизни; надо много работать, хорошую работу найти трудно, денег не хватает ни на покупку дома, ни на создание семьи. Нету пути молодым в этом мире. От всего этого они и находятся в подавленном состоянии. Когда ответ дают особо решительные благомыслы и светлобуды, то говорят прямо - поколение беби-бумеров (те, кому сегодня от 60 до 78 лет) отобрали у молодежи счастье и не отдают. От этого наглого воровства молодежь пребывает в натуральной депрессии. Нет им хода в жизни, и остается им только бороться за справедливость, что они и делают.

С этим трудно согласиться. Разумеется, мир изменился по сравнению со временами молодости бумеров, но жизненный путь человека остался во многом тем же самым. Детство, школа, выбор профессии, период обучения, работа, работа, дела семейные, ну, в общем, сами все знаете. Над молодыми бумерами так же возвышались предшествующие поколения, «захватившие» во временя их, бумеров, молодости все хорошо оплачиваемые и начальственные места. Но трудно ожидать, что вчерашнего выпускника вуза примут на работу заведующим отделом или директором, а не на низшую инженерную или аналогичную ставку.

Некоторые возражают, что продолжительность жизни увеличивается и нынешние пожилые дольше удерживают эти места, чем во времена молодости бумеров. Действительно, за полвека (от 1969 по 2019 год) продолжительность жизни возросла на 8 лет и люди остаются на рабочих местах несколько дольше, чем раньше. Но и «подростковый» период удлинился значительно. В 1960е было совершенно нормальным заканчивать среднюю школу и идти на работу, а сейчас это уже довольно нетипично, по крайней мере, для городских жителей. В 1969 году в США около 10% населения имели высшее образование, а сейчас целых 39% (считают эту долю среди людей не моложе 25 лет). Для понимания действительного положения к этим 39% следует добавить тех, кто учился (нередко долго), но так и не закончил вуз, и тех, кто учится сейчас (немало студентов старше 25 лет). Так что высшее образование является частью жизни не менее половины всех взрослых американцев. Если же рассматривать только молодежь, то высшее образование является для нее практически обязательной ступенькой на жизненном пути; в наше время 62% школьников немедленно поступают в вузы (а некоторые поступают спустя какое-то время). Учеба создает своеобразную «подушку» между школьной беззаботной юностью и вхождением во взрослую рабочую жизнь. Длительность этого периода вполне соответствует увеличению продолжительности карьеры в пожилом возрасте. Иными словами, над сегодняшней молодежью в их карьерном росте нависает примерно столько же бумеров, сколько нависало старших поколений над бумерами в их молодости.

Говорят, что жизнь стала в целом труднее, например, труднее найти работу. С этим тоже нельзя согласиться. Проблемы с поисками работы существуют, но они обычно связаны с особенностями характера, выбором не слишком востребованной специальности и завышенными ожиданиями. Так или иначе, все это относится на счет личных особенностей. Разумеется, есть проблемы с карьерным ростом, как везде и всегда. Не все, защитившие диссертацию получают постоянную ставку в университете и не все получившие ее становятся завкафедрами. Речь идет не об этом, а именно о первых шагах трудовой жизни. Проблемы с получением работы по специальности, если это история шумеров, американская литература второй половины 19 века, философия Спинозы или станковая живопись, весьма вероятны, но проблемой тут выступает собственный выбор человека, а не давление зловредных старцев.

Говорят, что труднее купить дом, «завести» семью и, в общем, сделать абсолютно все, что ассоциируется со вхождением во взрослую жизнь, потому что все дорого и вообще «недоступно». Но так ли это? Медианная цена дома в сегодняшних долларах по сравнению с 1969 годом поднялась всего лишь в 2 раза. По сравнению с двадцатью годами назад всего на 30%. Это дороже, но и дома становятся больше. Говорят, что стал заоблачным ипотечный процент. Не совсем так; с 2011 по 2022 год процент по типичной 30-летней ипотеке колебался около 4%. Исторически он всегда был выше, а с 1979 по 1990 год так вообще выше 10%. В 2020 и 2021 он был беспрецедентно низким, около 3%. Сейчас он около 7%. Да, высок, но еще два года назад был очень хорош, делая везучими именно нынешних молодых покупателей, потому что бумеры активно покупали дома с 1970х по 1990е, в период дорогой ипотеки.

Связывать себя семьей и детьми молодые не спешат, в основном, по личным причинам. Знаю немало вполне обеспеченных людей за тридцать, которые говорят, что еще не готовы к этому. Знаю и таких, которые женятся в возрасте слегка за двадцать, и вижу, что собственно материальная сторона играет в этом выборе не слишком большую роль. Поэтому трудно сказать, что на плечи молодых свалились какие-то особые, невиданные ранее материальные тяготы. Добавим к этому и другой немаловажный фактор, действующий в пользу молодых; люди до 30 лет в большинстве своем здоровы, а люди старше 65 не могут избежать проявляющегося все сильнее биологического старения, от которого невозможно отмахнуться. Одно это должно было бы сделать 70-летних менее счастливыми, чем 20-летних.

В чем же тогда дело? Осмелюсь высказать предположение. На рынке идей тех стран, где молодежь чувствует себя менее счастливой, чем пожилые, велика роль различных страшилок, включая глобальную климатическую катастрофу и тотальную зараженность общества системным расизмом и прочими несправедливостями и ужасами. История происхождения этих страшилок дело запутанное и достаточно скрытое от постороннего наблюдателя, вроде меня, но можно предположить, что одна из задач, стоявших перед их создателями, заключалась в подчинении молодежи, мобилизации ее на борьбу со «старым режимом» под знаменами, на которых имена этих страшилок начертаны и зачеркнуты. Но неизбежным побочным эффектом этой стратегии стали неврозы на почве нанесенной неокрепшим умам и душам психологической травмы.

Легко ли быть шестнадцатилетним в мире, который через 20 лет прекратит существовать? (Обязательно через 20 лет и всегда через 20 лет; так было в 2000 году, и в 2020 году, и в 2040 году будет остваться так же.) Легко ли жить в мире господства системного расизма, за который ты, шестнадцатилетний оболтус (умник, молодец, красава, вундеркинд - нужное подчеркнуть) несешь полную ответственность? То же следует сказать и о засилье патриархии, гетеронормативности, гомофобии, трансфобии. И все это лежит на плечах школьников, студентов и вчерашних студентов. Будет от чего пойти кругом голове и ожесточиться сердцу. Умы тех, кому за 65 не отравлены этой заразой в таких промышленных масштабах. Вот поэтому 70-летний, несмотря на необходимость тщательно считать деньги, проблемы со здоровьем и надвигающуюся недалекую уже неизбежность, не имеет тех неврозов, которые делают молодежь столь несчастливой.

Можно подойти к этому вопросу, посмотрев на вопиющие отклонения от обсуждаемого выше правила, т.е. на страны, помеченные зеленым. Абсолютное большинство из них (2/3) - это восточноевропейские страны бывшего соцлагеря или постсоветские страны. Возможно, уникальная историческая ситуация перехода от одной системы к другой делает молодежь более оптимистичной, надеющейся на будущее, а пожилых эти надежды, по понятной причине, уже не греют. В то же время повестка борьбы за все хорошее против всего плохого, наполняющего и с избытком переполняющего окружающий мир, еще не вошла в души подрастающего поколения настолько органично, как на Западе, и не одарило это поколение неврозами. Можно высказать предположение, что по мере ожидаемого социально-экономического развития этих 'новоевропейских' стран положение там будет постепенно меняться в направлении сегодняшних образцов.

И, наконец, последняя группа развитых западных стран в верхней квинтили - те, в которых наблюдается относительная равномерность в ощущении счастья между молодыми и пожилыми. Здесь у молодежи не наблюдается ни особой депрессии, ни избыточного энтузиазма относительно пожилых. Это Исландия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия, Ирландия. С чем связан этот благостный паритет не вполне понятно. Возможно, в этих обществах пока еще сильнее влияние традиции, которая уравновешивает порыв молодых смести старый мир, чтобы расчистить место для дистопии. А может быть просто характер у людей в этих странах другой. Но так или иначе, не Бельгия и не Исландия запускают в мир новые социальные моды.

Есть еще одно возможное объяснение, связанный с субъективным характером используемых данных. Внутреннее ощущение удовлетворенности жизнью, ощущение счастья могло очень сильно измениться в последние десятилетия, существенно 'сдвинув' шкалу для молодежи. У молодежи и пожилых могут быть разные критерии, разные ожидания и, соответственно, разные оценки своего положения. Но, в сущности, это объяснение мало отличается от предложенного выше. Такое резкое изменение шкалы оценок само по себе требует объяснения, и заражение умов возбудителями страхов как раз и может таким объяснением служить.

В общем, любопытное и поучительное наблюдение о связи т.н. социального прогресса вдоль общепринятого вектора с развитием тяжелых расстройств психики у молодежи. Пожилые при этом «вспоминают минувшие дни» и надеются, что «на наш век хватит».

ein gespenst geht um in europa, прекрасный новый мир, краеведение, Шпенглер-шоу, добрый доктор ухоглаз, социальность как она есть, жизнь, vivat academia

Previous post Next post
Up