Во первых строках моего поста поздравлю всех с замечательным праздником Казанской иконы Божией Матери, а также с Днем народного единства. Мое обычное оправдание остается в силе; в нашем часовом поясе все еще воскресенье, 4 ноября.
Поздравив, не могу удержаться от комментария по поводу.
Просмотрев интернет-прессу, а также многочисленные бложики и жежешки, замечаю некоторое угрюмоватое брюзжание и местами показное недовольство. Замечаю я это не первый раз, а уже который год, но тем более удивительно видеть все это в год 400-летнего юбилея события, в честь которого был учрежден праздник Казанской иконы.
Проанализировав причины, я попытался сформулировать три основных:
1. Зачем перенесли хороший праздник 7 ноября…
2. …на никому не понятную клерикально-мракобесную дату?
3. Прославляя военные победы, праздник не учит ничему хорошему, а одной лишь ксенофобии.
Есть еще, правда, и такая:
4. В этот день в 1612 году поляки не были окончательно разбиты, а только выбиты из Китай-города.
Про первую и вторую не скажу ничего, потому что такие фундаментальные разногласия не разрешить в одном жежешном посте. Четвертая представляется мне (а) буквоедской по существу и (б) неактуальной для большинства выражающих недовольство.
Про третью же замечу, что такое разделение в народе из-за оценки повода для национального праздника вызывает только недоумение. В Мексике есть региональный праздник «пятое мая» (Sinco de Mayo), который гораздо шире празднуют в Соединенных Штатах. Поводом для него стала победа мексиканской армии над французскими захватчиками в 1862 году. (Кстати, виктория эта, хотя и героическая, не принесла мексиканцам окончательной победы в той войне.) Празднуют в этот день богатство мексиканской культуры, включая кухню и искусство смешивания спиртных напитков, и мне не попадался еще ни один человек, желающий запретить Sinco de Mayo как антифранцузский и ксенофобский. Но Россия, как известно, родина животных видов Loxodonta africana и Elephas maximus.
А вообще замечу, что Казанская прекрасно подходит в качестве символа народного единства. Икона явилась в Казани. Свидетелем и современником этого чудесного события был будущий патриарх Гермоген, которого в 1612 году захватчики уморили голодом в Москве. Ополчение, к созыву которого призывал из заключения патриарх, имело своей центральной базой Нижний Новгород. Пользуясь поддержкой самых разных сословий и регионов страны, оно освободило Москву. Для московского списка Казанской иконы в 1636 году был построен храм на Красной площади, который был разрушен в тяжелые времена и затем воссоздан.
Казанский храм в Москве
В 1811 году, Казанский собор был построен на Невском для петербургского списка иконы, перед которой молился в начале войны Кутузов. В этом соборе был отслужен на Рождество Христово 1812 года торжественный благодарственный молебен об избавлении Церкви и Державы Российской “от нашествия галлов и с ними двадесяти язык”, и в нем похоронен Кутузов и хранятся многочисленные трофеи той войны.
Нелегко найти другой символ, который равным образом дорог и Москве, и Питеру, и Нижнему, и Казани, причем дорог не только православным людям, но и тем, кто мало интересуется вопросами веры, но интересуется и ценит родную историю. Попытайтесь подобрать такой символ и убедитесь сами. (От банкноты в 5000 рублей заявка на участие в конкурсе не принимается.)
В общем, хороший день выбрали для праздника, кто бы и как бы ни ворчал по этому поводу.