Давным-давно в Калифорнии

Nov 13, 2011 17:25

Не считая любви к серфингу и политкорректности, а также тенденции выбирать губернаторов из числа голливудских актеров, Калифорния известна тем, что названия многих ее городов начинаются с «Сан» или «Санта». Где тот несуществующий счастливец, который не слышал о городе Санта-Барбара!? Причина этому не особенности психологии калифорнийцев, а совсем как на Родине - так сложилось исторически. Названия эти города получили от католических миссий, основанных в конце 18-го - начале 19-го века.Калифорнийские миссии красивы, хотя не особенно отличаются архитектурой и убранством от храмов Испании и Мексики того же периода, разве что участие индейцев в их оформлении придало миссиям уникальный оттенок. Но еще интереснее их история как яркий пример сложных взаимодействий между церковью и государством. (Заметки на полях: Ох, сказал бы ты по-простому - это рассказ о том, как мексиканские товарищи устроили то же самое, что и наши, но только в значительно меньших масштабах и гораздо, гораздо раньше.)

Изначально в создании цепи миссий вдоль калифорнийского побережья была заинтересована и церковь, и государство. Говоря о государстве, следует помнить, что Мексика тогда входила в испанскую колониальную империю, а точнее в вице-королевство Новая Испания. Поэтому под интересами государства подразумеваются интересы колониальной Испании.

Стремясь к расширению границ, испанцы нуждались в разведанной дороге, ведущей по побережью на север, а также в укрепленных почтовых станциях вдоль нее. Важным для экспансии была и постройка крепостей неподалеку от бухт, удобных для морского сообщения с северной частью тихоокеанского побережья Америки. Полезным должно было стать и наличие лояльно настроенного работоспособного населения. Цепочка миссий выгодно расположенных вдоль дороги, получившей название El Camino Real (Королевский тракт), помогала в решении этих проблем. Обстоятельства поторапливали испанцев, потому что во второй половине 18 века на севере тихоокеанского побережья появились русские «торговые точки».

Интерес церкви в основании калифорнийских миссий в обосновании не нуждается; добрые падре уходили из относительного комфорта Новой Испании в дикие места, полные неожиданностей, чтобы учить и крестить народы. На их долю выпали нешуточные лишения: голод, жара, тяжелый физический труд, инфекционные и прочие болезни, включая цингу, и даже нападения дикого зверья (не зря «медвед», исконно-русский персонаж, изображен еще и на флаге Калифорнии), а нередко и индейцев (один падре как-то защитил свою миссию от нападения воинственно настроенного племени, выйдя навстречу нападавшим с шарманкой; те оказались столь очарованы музыкой, что не раз потом приходили в миссию послушать мелодию шарманки).

Обычно история основания миссии выглядела так - испанцы прибывали по морю и по суху, постепенно строили храм и примыкающий к нему четырехугольник жилых помещений, для этого сами добывали камень, рубили и обрабатывали дерево, лепили и сушили черепицу, занимались сельским хозяйством, чтобы не зависеть от доставки продовольствия с Большой земли. Нередко рядом с миссией строили presidio (форт) и/или pueblo (поселение).

Индейцы креститься не спешили, но мало-помалу, привлеченные вначале подарками и любопытством, приходили в миссии. После крещения они оставались там или в общежитиях для холостых, или в прилегающей к миссии деревне, где жили семейные. Падре очень регламентировали жизнь индейцев богослужениями, работой и обучением ремеслу. Даже отдых нуждался в регламентации, поскольку всем видам развлечений индейцы нередко предпочитали свои национальные народные азартные игры. Индейцы нередко сопротивлялись и убегали из гостеприимных, любящих, но жестких объятий миссий.

Отношение системы миссий к индейцам было очень противоречивым. Его вполне можно охарактеризовать как «благожелательная тирания». Падре стремились не только привести индейцев к спасению, но и помогали им приобрести навыки, позволяющие включиться в жизнь европейской цивилизации, которая с неизбежностью надвигалась на Калифорнию. Хотя легальный статус индейцев был такой, как у всех лиц с ограниченной дееспособностью, испанцы полностью признавали право индейцев на землю их предков. (Не стоит упрекать испанцев за такие взгляды; они были в полном соответствии с понятиями 18 века, когда во многих странах еще существовало рабство.) С точки зрения закона, почти вся земля в Калифорнии принадлежала государству, а миссионеры были законными опекунами индейцев и охраняли их земли для передачи подопечным, когда те будут в состоянии свободно распоряжаться своей жизнью и имуществом. Очень незначительная часть земли в Калифорнии была в частной собственности.

Насколько близко миссии были к осуществлению этой цели, мы никогда не узнаем, хотя достигнутые ими успехи впечатляли. Тысячи индейцев, живущих при миссиях, трудились по всем правилам европейской организации труда, обеспечивая всем необходимым и себя, и соседние поселения. Но в 1810 году в Мексике началась революция, которая в 1821 году закончилась завоеванием независимости от Испании. Победители приняли конституцию, взяв за основу Конституцию США, и как настоящие революционеры и прогрессивные дети своего времени секуляризовали церковное имущество. (Заметки на полях: Вскоре у них такое началось, что до сих пор расхлебать не могут, но это нас не касается.)

По закону о секуляризации (1833) миссии упразднялись. Вместо них заботу о туземцах брало на себя государство. Здание храма, личный сад священника и его квартира (внутри «жилого четырехугольника» миссии) должны были стать собственностью приходской церкви. Остальная часть «четырехугольника» становилась центральным общественным зданием поселения (pueblo). За общинными угодьями и скотом должен был наблюдать правительственный комиссар. Земля разделялась на три части: общинная сельскохозяйственная, собственно городская и личная собственность индейцев («приусадебные участки»).

Несмотря на образцовую колхозную организацию, очень скоро все пошло прахом, хотя агония затянулась на полтора десятилетия. Предоставленные себе индейцы, которые привыкли общаться с идеалистическими падре, попросту не понимали на что могут пойти люди, которые хотят прибрать к рукам их собственность. Очень скоро индейцы остались без земли, как россияне без ваучеров. Некоторые из них какое-то время держались при своих церквах, особенно если падре-миссионеры оставались там приходскими священниками, но хозяйственная система миссий была уничтожена, что не позволяло сохранить прежние порядки. Некоторые нанимались работать к новым собственникам общинной земли, но условия жизни и работы там были совсем не такие, как при миссии. Не приспособленные к новым временам и отрезанные от знакомого образа жизни индейцы бродяжничали, воровали и спивались.

Лишенные прихожан, а следовательно и средств, храмы миссий приходили в упадок; священники были вынуждены продавать даже черепицу, без которой крыши и перекрытия быстро гнили от дождя и проваливались. Оставленные прихожанами и клиром храмы постепенно разрушались, в одном из них даже устроили хранилище для сена, совсем как у нас на родине. Калифорнийская особенность - землетрясения, довершила процесс. (Заметки на полях: Интересное исключение - Великое землетрясение в Сан-Франциско, случившееся в 1906 году, пощадило здание миссии.)

Так или иначе, большинство миссий были полностью разрушены к середине-второй половине 19 века, когда энтузиасты из числа жителей уже американской Калифорнии начали браться за их восстановление. Многие из отстроенных храмов миссий открыты в наши дни как приходские церкви. Это тоже очень интересная, но уже совершенно другая история.

Миссия Сан Хуан де Батиста (Иоаннокрестительская) к югу от Сан Франциско. Очень типичный и совсем не роскошный внешний вид.


Неподалеку от Сан Хуан де Батиста проходит тропа - остаток славной Эль Камино Реаль. Современная автомобильная дорога, в общем следующая направлению старой дороги, идет немного в стороне.


Алтарная часть храма. Вместо привычного для глаза иконостаса - ниши со статуями. На первый взгляд ретабло это напоминает кукольный театр или богатый часовой механизм.


Статуя о. Хуниперо Серры, основателя этой и многих других миссий.


Миссия Сан Карлос Борромео в Кармеле (названа в честь кардинала, архиепископа миланского, жившего в 16 веке), расположенная неподалеку от Монтерея. Вот такой фасад.


Вот такая алтарная часть в храме этой миссии.


Из этой миссии о. Серра управлял всей системой миссий в качестве ее президента. Здесь он умер от туберкулеза и был похоронен в алтарной части. Его беатификация уже произошла, о чем говорит икона блаж. Хуниперо Серры, стоящая у его могилы. (В этой миссии с большой любовью относятся к иконам.)



В каждой миссии есть музей. В этом представлена вот такая неполиткорректная статуэтка. «Злые мавры повержены, христианское воинство торжествует, Испания рулит.»


Каждая миссия имеет на своей территории кладбище. Здесь могилы окружены невысокими барьерами из больших ракушек. Когда-то они переливались перламутром, а теперь порядком выцвели.


Вот такой фонтан во внутреннем дворике жилого четырехугольника миссии. Фонтана этого не было в исходном комплексе миссии, так что его не восстанавливали, а просто соорудили заново, но он вполне гармонирует с реконструированной частью. Во многих миссиях есть такие фонтаны.


«Королева миссий» - Санта-Барбара. Названа так, ясное дело в честь Святой Великомученицы Варвары.


Алтарная часть.


Вездесущий о. Серра. Рядом с ним колокол, какие устанавливали вдоль Эль Камино Реаль для обмена звуковыми сигналами на расстоянии. Сейчас такие колокола поставлены у шоссе, которое слегка петляет вдоль трассы старой Камино Реаль, следуя общему направлению дороги.



Пальмы - неотъемлемая часть калифорнийского пейзажа, не исключая и территории миссий. Под пальмами - не менее неотъемлемый фонтан.


Одна из многих могил на кладбище в Миссии Санта-Барбара; молодая монахиня преставилась в день Рождества Христова в третий год Войны между штатами.


Миссия Сан-Луис Обиспо де Толоза (названа в честь Луи Анжуйского, Епископа Тулузы), которая расположена к северу от Санта-Барбары на полпути между ней и Монтереем: фасад. Видно вход в храм и часть «четырехугольника».


Музей в Сан-Луис Обиспо: фонограф Эдисона.


Паки музей: Курьерская сумка «Пони экспресса». Была такая курьерская служба между Миссури и Калифорнией, которая быстро доставляла корреспонденцию через Великие равнины, а также Скалистые и прочие горы. Высокая скорость достигалась использованием верховых курьеров вместо традиционных почтовых дилижансов. Курьеры должны были быть «жокейского сложения», но достаточно крутые, чтобы преодолеть 3000 км через горы, долины и недружелюбных индейцев менее, чем за 10 дней. Оригинальная компания просуществовала всего полтора года, но ее торговую марку использовал в 1866-1899 Веллс-Фарго, большой банк, который тогда занимался доставкой почты на дилижансах. На сумке есть знак Веллс-Фарго, так что это не сумка оригинального пони-экспресса.


Михаилоархангельская миссия находится еще севернее, чем Сан-Луис Обиспо; стоит она неподалеку от тракта посередине очень пустынных мест. Как и у многих других миссий, храм принадлежит приходу, который в силу своего расположения очень бедный. Но места очень красивые: полупустыня, кактусы, агавы, синее безоблачное небо.




Церковь Михаилоархангельской миссии.


Индейские мотивы в росписи.



Крест, свитый индейцами из соломы.


Кладбище миссии.


Сан-Франциско (город назван в честь миссии, а она, в свою очередь, в честь Франциска Ассизского). Это старая церковь миссии, она уцелела в Великом землетрясении 1906 года.


На этой старой фотографии видно, как старая церковь (построена в 1791 году) стоит рядом с рухнувшей новой (построена в 1876 году) церковью.


На месте рухнувшего в 1906 году храма был построен вот этот.


Алтарная часть.



А вот чудная могила семейной пары крещенных индейцев на кладбище миссии.

краеведение, церковь и государство, история

Previous post Next post
Up