О любви к беспозвоночным, или Масонские связи одного иерея (окончание - уфф)

Jun 08, 2021 18:12

Несмотря на коронавирус, а главное, на изменения в общественном ландшафте, весна в этом году все же наступила. Масонский домик был извлечен из хранилища 10 марта, когда стало уже достаточно тепло. Видно все те же пять закрытых гнезд. Заметим, однако, что на одном из них появилось очень узкое отверстие, вызывающее опасение о судьбе его обитателей.



К сожалению, сам домик выглядел очень плохо. Он еще прошлым летом весь покоробился и разошелся по стыкам дощечек, которые трудолюбивые китайцы сколачивали даже не гвоздочками, а скрепками без шляпок. Но делать нечего - повесил на дерево то, что пережило зиму.


В конце марта стенки трех верхних нетронутых гнезд (но не «проколотого») оказались открыты, а через пару недель открылось и нижнее уцелевшее гнездо.




Как это происходило, я не видел, но пишут, что первыми вылезают из своих глиняных камер самцы, а затем они помогают вылезти самкам. Самцы, как и у всех пчел ни на что, кроме спаривания не годятся. Самки же и в огороде трудятся - пыльцу собирают, и яйца откладывают прямо в заготовленные запасы, и масонят помаленьку, закупоривая свои ясельки.

Пчелы могут определять пол потомства; из оплодотворенные яйца развивается самка, из неоплодотворенного - самец. Таким образом, каменщицы, вроде бы, даже выбирают оптимальное соотношение полов у потомства. В каждом гнезде-трубочке много камер; оплодотворенные яйца пчелы откладывают поглубже, а неоплодотворенные поближе к поверхности. Устройство гнезда вы увидите чуть ниже.

Таким образом, к середине апреля я решил, что масонки мои все разлетелись и, как всякий нормальный подросток, захотел посмотреть - что там внутри. Масонский скворечник я разломал и извлек из него пять трубочек, вскрытых этой весной.




Затем я стал разрезать их пополам.


Первая оказалась вот такой. Как я и ожидал, все обитатели выбрались из пустого гнезда; только немного сухой глины оставалось внутри.


Трубка с подозрительным проколом внешней стенки показывает наличие остатков испортившейся еды и, возможно, останки обитателей. Не знаю, кто и зачем ее проколол: возможно, чтобы отложить свои яйца внутрь масоньих личинок; возможно, чтобы те личинки съесть; а может быть и просто сдуру. Так или иначе, обитатели этого вторжения не пережили.




Я открыл еще одну трубочку и ужаснулся. Ее уже начала использовать пчела этой весной. На фото вы видите множественные камеры этого гнезда, желтоватую смесь пыльцы и нектара для питания личинок, отложенные в эту смесь яйца и заготовки для передних камер, пока еще пустующих. Рядом лежала пчела, которую я, вероятно, урезал ножом. Я немедленно прикрутил скотчем половинки друг к другу, чтобы восстановить утраченную целостность гнезда.


Вообще, масонский дворец оказался населенным всякой беспозвоночной всячиной. В основном муравьями, но не только - жуки, мухи. В общем, всякие шельмецы и самозванцы.

image Click to view



image Click to view



В этот же день я подготовил новый масонский терем, надежно скрепив все его части шурупами.




Склеенную трубку и две трубки, которые я еще не разрезал, я приклеил к домику скотчем.




Вот так он выглядел 20 апреля; все новые гнезда свободны.


А вот так он выглядел 9 мая. В нем было уже 15 заполненных гнезд.


Через месяц их число не увеличилось, но это все равно в несколько раз больше того, что было в прошлом году. Да и домик масонский на этот раз прочнее; надеюсь, что пчелы смогут в нем масонить еще несколько лет. Да, и противные нимфы снова проявились, хотя их, кажется, меньше, чем в прошлом году. В общем, беспозвоночная жизнь продолжается. Будет еще фильм второй: "Сон в масонском тереме".

краеведение, биология, юннатство, беседа с неодушевленным предметом, жизнь

Previous post Next post
Up