В комментариях ко
вчерашнему посту речь зашла о том, как изменится преподавание языков в ходе происходящих сейчас в США изменений в общественной жизни.
Интересное предложение было высказано: прекратить использовать язык угнетателей и оккупантов (английский), а использовать только почвенные для этих мест наречия коренных жителей Америки (индейцев, эскимосов и т.д.)
Мысль отличная, но ни за что не будет реализована. Всякие креативные арифметики потому и вводятся в школьную программу, что они дают возможность ничего не делать, но считаться знающим все. Представить себе плодотворное изучение языков американских индейцев типичными городскими школьниками я просто не в состоянии. Альтернативой сегодняшнему положению в обучению английскому языку (уже довольно печальному) является нечто похожее на этноарифметику. Об этом -
любопытная статья, которую я здесь представлю.
Попытки упростить обучение английскому в школах неблагополучных городских районах уже были; в 1990х в Окленде, штат Калифорния, который являлся и является гнездом благомыслов и решительных светлобудов, пытались легализовать "эбоник" (Ebonics, я не уверен, существует ли общепринятый русский перевод; этот термин обозначает искаженный просторечный английский городских гетто, в которых проживает чернокожее население) в школе для того, чтобы с его помощью обучать школьников стандартному английскому. Потом горячие головы даже предлагали перевести все обучение в школе на этот язык. Но это обсуждение скоро заглохло.
Теперь катится другая волна, которая во многом гораздо проще. Рассказывает преподаватель колледжа, который оказался слушателем выступления основателя нового метода обучения языку в рамках научного семинара. Этот новатор, Асао Инои, формально обладает всеми признаками уважаемого члена сообщества вузовских преподавателей; он преподает в некоем колледже в Аризоне, является одним из администраторов оного по части обеспечения равенства и инклюзивности, заседает в разных советах и получил премию за выдающуюся книгу.
Автор статьи был поражен беспомощностью выступления указанного специалиста - шаблонностью темы, примитивностью слайдов и, разумеется, неопределенностью и вместе с тем безумием предложенного. Добавлю от себя - чего еще можно было ожидать от выступления по теме "Контракты, основанные на объеме работы, как основа социально-справедливого обучения"?
Вкратце, дело обстоит так - стандарты оценок, основанные на качестве работы, есть ни что иное как проявление белого супрематизма [не возмущайтесь, я люблю именно эту форму слова]. Главное предложение профессора-новатора состоит в том, чтобы оценку ставить на основе количества работы, совершаемой студентом, а не ее качества. Это необходимо, с точки зрения профессора Инои (считающего себя кем-то вроде почетного чернокожего несмотря на отсутствие генетических причин для этого), хотя бы потому, что студенты испытывают тяготы и страдания из-за "гегемонистской и зачастую расистской" системы оценок.
Выступление завершалось таким выводом: "В курсах, которые основаны на написании текстов или учат этому, использование единого стандарта оценки работы студентов является проявлением белого супрематизма."
Автор недоумевает - каким образом такое покровительственное отношение к чернокожим студентам соответствует мастерскому владению английским языком, которого добились чернокожие, оставившие неизгладимый след в истории США - Фредерик Дуглас, Букер Т. Вашингтон, Мартин Лютер Кинг и многие другие? Добились ли этого по праву врожденной привилегии известные своим красноречием судьи Верховного Суда США Маршалл и Томас? Для всех этих людей владение стандартным английском языком было средством улучшения положения чернокожих, а не инструментом т.н. белого супрематизма. Однако проф. Инои учит своих студентов не обращать внимания на эти неудобные факты.
Причины проблем, испытываемым расовыми меньшинствами в школе, довольно известны, пишет автор статьи: распад семьи, отсутствие средств борьбы с нарушителями дисциплины в школе, отсутствие мотивации среди учителей, отсутствие поддержки альтернативы государственным школам, засилье "уличной" культуры в городских гетто. Обвинять в этих проблемах белый супрематизм есть не что иное, как демагогия.
Инои, пишет автор, выставляет себя в роли освободителя чернокожих, который ликвидирует барьеры на пути их успеха в образовании. Это просто оскорбление для любого преподавателя, который трудится над тем, чтобы его ученики добились успеха.
Заметим, однако, что по словам автора статьи, выступление проф. Инои было очень тепло воспринято. Участники семинара задавали ему много вопросов о деталях "трудовых контрактов", которые он заключает со студентами, которым нельзя ставить оценки за качество. Только один преподаватель [уж не знаю, был ли это сам автор статьи] подверг критике саму постановку вопроса о расистской сущности оценок на основе качества работы.