Всем известен и, пожалуй, справедливо критикуем социальный дарвинизм - учение, объясняющее эволюцию общественной жизни на основе биологических принципов естественного отбора. Но мало кто обращает внимание на социальный ламаркизм.
Вопрос: Какую теорию этот рисунок иллюстрирует?
а) Ламарка, б) Дарвина, в) Мальтуса, г) Лайеля.
Ответ: д) Жирафы - твари бессердечные.
Такое явление (хотя назвать его учением все же еще трудно) весьма распространено. Социальный ламаркизм заключается в передаче стереотипных мнений, выработанных предыдущим поколением, последующим поколениям. От обычного воспитания такая передача отличается тем, что воспитание сосредоточено в основном на выработке стандартов поведения (врать нехорошо, старательно учиться - хорошо, ходить в грязных ботинках - нехорошо, помочь старушке с тяжелой сумкой перейти улицу - хорошо, и т.д.) Социальный ламаркизм передает не стереотипное поведение, а стереотипные мнения, которые, как правило, не оказывают и в принципе не могут оказать непосредственного влияния на поведение того, кто их высказывает.
Иногда в разговоре, а чаще в интернетном общении, человек, рожденный уже после того, как Мишку с песней отпустили в полет, рассказывает мне о преимуществах жизни в те времена по сравнению с временами сегодняшними. Преимуществах мною не реализованных по простой причине - я тогда ничего о них не знал.
Я ничуть не сомневаюсь в праве человека любого возраста иметь суждение о характере жизни в любую сколь угодно удаленную историческую эпоху. Это суждение может быть основано на изучении книг, документов и даже свидетельских показаний, если эпоха не слишком от нас удалена. Но опыт жизни в Стране Советов у человека, который так и не стал пионером по причине наступления Перестройки, стремится к нулю. Поэтому в тех случаях, когда такой собеседник высказывает утверждения, которые могут быть основаны только на личном опыте, я все больше уверяюсь в жизненности идеи социального ламаркизма.