На середине проезжей части улицы, идущей вдоль нашего кефирного заведения, неподалеку от него почти каждый день стоит человек, собирающий подаяние. Увидел я его и сегодня, возвращаясь со всенощной. Выглядит он совсем не страшно, но даже если он не будет держать картонку с обычным для нищих призывом - бездомный, нужны деньги на еду, благодарен за любую помощь - в нем можно распознать человека, выпавшего из обычного колеса жизни. Даже не по внешности (хотя сейчас он зарос, как Робинзон Крузо, эта растительность на другом человеке могла бы выглядеть дерзко и задиристо), а по потухшим, полу-извиняющимся, полу-безразличным глазам.
Я не слежу за ним, но по частым встречам на дороге (стоит он как раз там, где проезжает половина или около того машин сотрудников нашего кефирного заведения) могу сделать вывод, что выходит он на свое место как на работу. Он стоит там в жаркие летние и студеные зимние дни. Стоит рано утром и поздно вечером. Вряд ли он проводит на своем посту меньше времени, чем проводил бы на работе, если бы трудился обычную смену. И труд его невозможно назвать легким - неподвижно стоять между двумя потоками машин и обходить эти машины, пока они ждут зеленого света, показывая свою табличку и одновременно следя за светофором, это довольно утомительный, монотонный и рискованный труд. Но он вполне справляется; он относительно молод* и не имеет очевидных проблем со здоровьем.
Так или иначе, он или предпочитает жить так, как живет, или не надеется ни на что другое, из-за овладевшей им наркотической зависимости. Разумеется, я не могу сказать этого с уверенностью, но он очень похож на других людей, о которых я знаю больше. Когда речь заходит о судьбе таких людей, то все сходятся на том, что им надо помочь. Я одного только не могу понять - как им помочь? Вот если не на словах, а на самом деле. Понятно, что есть такие традиционно-ретроградные методы как подать милостыню и помолиться. Но не об этом пишут публицисты и говорят политики.
Понятно также, что есть возможность реабилитации. Но в конечном итоге это дело добровольное. Есть у нас наш церковный нищий, который ветеран здешних вооруженных сил со всеми льготами по здравоохранению. Два раза он был в реабилитационном центре: один раз его выгнали за злоупотребление прямо в ходе программы, а в другой раз после прохождения многомесячной программы он продержался не то день, не то неделю.
В общем, эти мысли слегка связаны с завтрашним праздником преподобного Сергия, с каковым я вас всех и поздравляю. Особенно тех, у кого завтра день ангела.
* Определение возраста таких горемык задача не из легких. Ему может быть 25 лет, а может и 40.