На прошлой неделе сходил послушать публичную лекцию о Туринской плащанице, которую читал преподаватель медфака одного из университетов нашего среднебольшого города. Он не биолог, вроде меня, а врач. Пришел я минут за десять до начала и увидел человек десять или двадцать. А потом за десять минут пришло очень много слушателей - сотни две или три. Правда, потом оказалось, что для студентов второго курса это была обязательная лекция. Все равно народу много было.
Но я не об этом хочу сказать и пересказывать подробно лекцию не собираюсь. В общем, содержание было вполне адекватным, а анализ по большей части достаточно глубоким, особенно учитывая недостаток времени. Некоторые его утверждения, касательно истории Плащаницы не могли не показаться странными. Так, он уверен, что она была перенесена из Иерусалима в Едессу апостолом Петром, и даже четко датирует это событие 47 г от РХ. Он также уверен, что Нерукотворный Спас и Плащаница есть один и тот же предмет, считая этот вопрос не особенно нуждающимся в доказательстве.
Однако не могу не поделиться некоторыми наблюдениями. Лектор считает Плащаницу аутентичным погребальным покрывалом Иисуса Христа. Тезисно: подделка технически невозможна, подделыватель должен был хорошо знать и уметь воспроизводить события в прошлом и иметь представление о технических возможностях будущего, делая фальшивку именно для будущего, и т.д. Уверен, что вам хорошо знакома эта аргументация.
По рождению профессор этот итальянец, римлянин. Там же он получил свое медицинское образование. Потом, очевидно, переехал в США. Называет себя католиком по рождению и воспитанию, но впоследствии отошедшим от церкви. Его теология примерно такова. Существует некая надмирная сила, про которую мы ничего не знаем. Время от времени она посылает в мир некоего пророка и учителя. Каждый раз такого учителя уничтожает религиозная иерархия, созданная в результате прихода в мир предыдущего учителя, и в результате этого создается новая уже иерархия, которая расправляется со следующим пророком. Одним из таких посланников и был Иисус Христос. "Он, правда, отличается от других", - заметил добрый профессор. -"Он, говорят, воскрес."
Как относится лектор к воскресению осталось невыясненным. О том, что же произошло, он повествует примерно так: страсти Христовы выглядели именно так, как они описаны в Евангелиях - Иисус был подвергнут всем описанным пыткам, распят, умер на кресте от разрыва сердца в результате инфаркта миокарда, и был погребен, покрытый плащаницей. Затем случилось нечто, что превратило тело* Иисуса в радиацию, вероятно световой природы. Именно это событие и запечатлело то изображение, которое мы можем увидеть на Туринской плащанице.
Любопытно мнение доброго доктора касательно евангельского повествования о Воскресении. Он обращает внимание слушателей на 20 главу Евангелия от Иоанна.
1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
Вот такую интерпретацию предлагает добрый доктор - ученики увидели именно то, что мы сейчас называем Туринской Плащаницей на месте, где был положен Иисус, и от этого уверовали.
Как прелюбопытно - человек уверен в аутентичности Плащаницы; он верит в то, что с телом Иисуса из Назарета произошло нечто совершенно необычное, что вполне соответствует идее о наличии надмирного разума, посылающего в мир особых посланников, в т.ч. упомянутого Иисуса; он доверяет евангельскому тексту и использует его для обоснования своей концепции. Но он скорее поверит в то, что один лишь вид Плащаницы, т.е. хотя и необычного, но все же просто изображения, способен направить человека к вере, чем в возможность Воскресения. Готов встроить в свою картину мира каких-то олимпийских божков или междупланетный разум, но не живого Бога-Творца. До чего же легко человека "заедает среда".
* Со строчной буквы в соответствии с мнением доктора Манжионе.