Опять обращаюсь к обсуждению недавних своих заметок. В них речь зашла о новом масштабном исследовании религиозного ландшафта США. Не пересказывая их, скажу, что в одной из веток дискуссии возник
вопрос о том сколько же в США православных.
А и действительно, сколько православных в США? Ответ на этот вопрос в первую очередь затрудняется тем, что не существует единой поместной православной церкви США, хотя попытки придать ей форму имеют долгую историю и определенные маневры в этом направлении продолжаются до сих пор. Все это интересно само по себе, но для разговора о численности достаточно констатации этого факта.
Разделение православных в США на множество юрисдикций делает подсчет прихожан по официальным данным нелегким, но давайте попытаемся. Тем более, что многочисленных юрисдикций не так уж и много. Здесь их
список прилагается.
В храме Антиохийской Православной церкви в западной Пенсильвании
Но наличие многих православных юрисдикций это не единственная проблема с подсчетом числа их приверженцев по официальным данным. Официальные данные на то и официальные, чтобы быть неточными и, скажем прямо, преувелиенными. Например, если посмотреть на данные о числе прихожан в крупнейшей неэтнической юрисдикции США - Православной Церкви в Америке, то соответствующий раздел
статьи в Википедии начинается словами «точное числе прихожан ПЦА является предметом спора».
По официальным данным ПЦА, особенно десяти-, двадцати- и более-летней давности, прихожан у нее около 1 млн. и даже больше. Мне кажется, что в 1970е годы они любили говорить о двух миллионах. Но проведенные ей же на рубеже тысячелетий исследования дают иные цифры: около 100 тыс. При этом по данным некоторых исследований их значительно меньше, чем 100 тыс. В 2011 году вышел Атлас американских православных церквей (Krindatch, A. Atlas of American Orthodox Christian Churches. Holy Cross Orthodox Press, 2011), в котором приведены данные по разным православным юрисдикциям США на 2010 год. Там число прихожан ПЦА указано как 85 тыс., из который 34 тыс. регулярно посещают богослужения.
Ничего уникально постыдного для ПЦА в таких расхождениях нет. Мне помнится, Греческая архиепископия лет двадцать назад давала общую официальную цифру по обеим Америкам в 2 млн. членов. Однако, в том же Атласе число членов указано как 477 тыс., из них активных - 107 тыс.
По тому же источнику, наши Патриаршие приходы в США начитывают около 12 тыс. членов, из них 2 тыс. активных. Примерно такова же численность Македонской православной церкви в Америке и Карпаторосской епархии Константинопольского патриархата в Америке. РПЦЗ насчитывает 28 тыс. прихожан, включая 9 тыс. активных. Сербская церковь - 69 тыс., из них 15 тыс. активных. Украинская православная церковь (это Украинские автокефалы, в США они находятся под омофором Константинопольского патриарха и потому каноничны) насчитывает 22 тыс./7 тыс. членов (всего/активных). Румынская православная церковь насчитывает 11 тыс./2 тыс. прихожан.
Самая быстро растущая православная юрисдикция США это Антиохийская церковь. В ней, пожалуй, насчитывается более всего перешедших в православие урожденных американцев. Общее число ее прихожан в США - 77 тыс., а регулярно посещающих богослужения - 27 тыс.
Суммируем данные и получаем 800 с хвостиком тыс. прихожан. Добавим небольшие юрисдикции (иногда неканонические), которые мне было лень приводить в тексте, и сделаем поправку на недоучет (в «Атласе» есть данные с разбивкой по графствам, я навскидку заглянул в те, что находятся около нас, и увидел, что автор недосчитался одного храма Московского Патриархата и одного сербского). Учитывая эти обстоятельства, примем число прихожан всех православных юрисдикций США равным приблизительно 1 млн. человек.
После всего сказанного заметим, что данные, приведенные в «Атласе», получены путем опроса приходов. То, что я называю здесь «числом членов», это общее число всех людей, которые в какой-то степени связаны с приходом: были крещены, иногда появляются на богослужениях и т.п. Число «активных» или «регулярно посещающих богослужения» это число прихожан на обычной воскресной литургии.
Понятно, что ни то, ни другое число не является точным. Человек может быть крещен в одном приходе, а затем перейти в другой. А может быть крещен и затем никогда не показываться в церкви, пока его не принесут отпевать. К тому же православный народ имеет традицию радовать своим посещением несколько храмов попеременно. Все это приведет к наличию как «мертвых душ» (ой, слово-то какое!), так и двойного, и даже тройного подсчета одних и тех же людей. С другой стороны, число прихожан в среднее воскресенье не равно числу «активных» прихожан, поскольку среди присутствующих за богослужением непременно будут т.н. «захожане», а очень даже активные могут болеть или находиться в паломничестве на Святую Землю или какой-нибудь модный монастырь Среднего Запада.
Более того, не забудем, что это всего лишь данные опроса; уверен, что ни один отвечающий на вопросы не производил никаких особенных замеров. И еще раз более того - не все приходы ответили на вопросник, так что данные были подкорректированы, дабы учесть эту недостачу. (И заметим, поправка эта не слишком точна, поскольку в таблицах нет храмов, которые на самом деле существуют - см. выше.) Тем не менее, до какой-то степени данные, опубликованные в «Атласе», отражают реальность. Православных в США, по всей вероятности, около 1 млн.
Данные Пью-центра (что за чудное название для русского уха), с которых начался этот разговор говорят, что православными являются 0,5% процентов жителей США. Прошлый их опрос (2007 год) дал результат 0,6% (ссылки под рукой нет, по памяти). Учитывая малый размер выборки, значительной разницы между этими результатами нет. Таким образом, по данным этих опросов в США сейчас около 1,6 млн православных (318 млн. населения x 0,005). Как видим, это число даже превосходит то, которое вычисляется по данным «Атласа».
Откуда же взялись лишние 0,6 млн? Дело в том, что дохалкидонские церкви (
древние восточные церкви) здесь обычно называют «восточными православными церквами» (Oriental orthodox). Поэтому Пью одинаково подсчитывает всех, кто назвался православным, в т.ч. и армян, и коптов, и эфиопов, и прочих прихожан таких церквей.
В том же Атласе число членов двух армянских юрисдикций США указано как 95 тыс./16 тыс. (всего/регулярно посещающих богослужения). Коптов в США получается 92 тыс./47 тыс. Последователей Сирской церкви - 16 тыс./4 тыс. Маланкарцев (индийская сирская церковь, или «Церковь апостола Фомы») в США аж две юрисдикции с общим числом прихожан 23 тыс. (всех)/12 тыс. (регулярных).
Всего в перечисленных юрисдикциях около 230 тыс. прихожан. Учитывая, что данных по числу эфиопов и эритрейцев у меня нет, а эфиопы и эритрейцы в США есть и их немало, вместе с 1 млн. православных, посчитанных выше, привержденцы древних восточных церквей и образуют те самые 1,6 млн. или около того православных, о которых мы узнали из данных опросов Пью-центра. Поэтому результатам Пью можно вполне доверять. Они предсказуемо неточны, поскольку определение малой доли населения опросом всегда будет страдать неточностью, но вполне позволяют нам оценить число. Итак, православных в США около одного миллиона.
Хоть нас и мало, но мы существуем. Может показаться странным в моем случае, но это город, где я был рукоположен.
Тот же самый город
Удивительно ли это? В той же дискуссии, из которой выросла эта заметка, православных упрекали за то, что их так мало, в то время как людей, которых можно назвать «православными по рождению», в США очень много. Речь в разговоре шла об иммигрантах из исторически-православных стран и их потомках. Отчего, мол, людей с такими корнями в США много, а православных мало? Но много ли их?
Знакомство с данными Государственной службы переписи населения США (US Census)
сообщает нам сколько человек в США считают свое происхождение (ancestry) связанным с «исторически православными» (и любыми другими, разумеется) странами.
На 2000 год русское происхождение находили у себя 2,65 млн. американцев, греческое - 1,15 млн., украинское - 0,89 млн., сербское, македонское, черногорское или югославское - 0,41 млн., румынское - 0,36 млн., болгарское - 55 тыс., белорусское - 26 тыс.
На 2013 год (не записал ссылку, увы, но тоже с вебсайта Ценза; если туда пойти и поискать можно найти много интересного) о русском происхождении заявили 2,96 млн., о греческом - 1,30 млн. и об украинском - 0,96 млн. Рост для этих групп составил приблизительно 10%, так что можно принять этот фактор годным и для других групп. Суммируя тех, кто заявляет о своем происхождении из «исторически православных» стран/народов в 2000 году, получаем ~5,5 млн. Чтобы внести поправку на 2014 год, умножим на 1,1 и получим по крайней мере 6 млн. таких жителей США. При этом мы знаем, что православие не ограничивается этими странами. Знаем также, что в США есть немало людей, обратившихся к православию, происхождение которых никак не связано с «исторически православными» народами.
Как же такое возможно!? Одних лишь граждан с корнями в «исторически православных» странах получается миллионов шесть, а на поверку выходит, что всех православных только один миллион (который, к тому же, включает православных арабов, своих почвенных алеутов и немало бывших епископалов). Об этом напишу в следующей депеше.