На днях довелось мне участвовать в весеннем слете клерикалов традиционном великопостном совместном говении духовенства
Восточно-Американской епархии Зарубежной церкви, к участию в котором традиционно приглашаются клирики Патриарших приходов. (
Пару лет назад оно проходило в Джорданвильском монастыре.) Про само собрание писать ничего не буду, а вот о месте, где оно проходило, напишу.
Собирались мы при кафедральном Александро-Невском соборе епархии (правящий архиерей там - предстоятель Зарубежной церкви митрополит Иларион, носящий титул Восточноамериканского и Нью-Йоркского) в городе Лейквуд, штат Нью-Джерси. Как и прочие храмы Зарубежной церкви он является новоделом, но в то же время он хорошо представляет типичное и в то же время лучшее, что создано зарубежниками в Америке.
В соответствии со своей ролью кафедрального собора и епархиального центра, Александро-Невский храм окружен другими важными и полезными зданиями, построенными на участке в 4 гектара, который был куплен лет 50 назад (а может, и пораньше). Земля в этой часте Нью-Джерси была совсем не дорога в те времена; место это расположено далеко от крупных городов и хотя и недалеко от океана, все же совсем не на берегу, так что пляжного интереса в нем нет. Окружающая природа чем-то похожа на Прибалтику; ландшафт плоский, без заметных возвышенностей, у моря - дюны, южнее даже растут сосновые боры, хотя около храма их нет.
Вот так выглядит Собор в честь благоверного великого князя Александра Невского со стороны главного входа (или притвора, или запада - как хотите).
Это он же с восточной стороны, со стороны алтарной апсиды.
Со стороны поворота к храму от местной дороги
У входа в храм висят вот такие таблички на двух языках
Как видите, построен он был в первой половине 90х годов
Храм хорошо сочетает "кафедральность" с теплотой приходского храма; на это же настроены и труды клириков - сочетать приходскую жизнь со всякими епархиальными делами, которых много (канцелярия,
вебсайт, служба новостей и т.п.) Ко всему прочему, храм построен очень практично, продуманно. Хорошая акустика.
Расписывал храм ученик известного иконописца русского зарубежья архимандрита Киприана. А вот имени ученика не помню (иеромонах Андрей?)
Так выглядит стена в притворе, за свечным ящиком.
Несмотря на новизну собора, в нем немало святынь, вывезенных в свое время из Отечества. Вот это образ Спаса Нерукотворного, написанный в мало знакомой мне технике на обрактой стороне толстого (зеркального) стекла, который был поврежден выстрелом вскоре после революции 1917 года. Я уверен, что вы можете разглядеть две трещины на нем.
А это парный образ Божией Матери.
Это облачение Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
А это интереснейший напрестольный крест - мощевик. В нем находятся частицы Креста Господня, Гроба Господня, Плащаницы, много частиц святых мощей. история этого креста мне не до конца понятна, но вкратце - он был найден после пожара и разорения Москвы на московском почтамте. Был ли он похищен и затем выброшен французами, когда похититель понял, что он не золотой? Был ли он спасен кем-то из разоренного храма? Так или иначе, он был найден в 1812 году в освобожденной Москве на почтамте. В 1930е годы он оказался в Нью-Йорке на аукционе. Вывез ли его кто с собой и вынужден был с ним расстаться, вывез ли кто-то этот крест и умер, был ли крест продан за бесценок советскими властями - неясно. Но купил его русский священник, который и хранил этот крест до конца своей жизни, а собор в Лейквуде получил его по завещанию владельца.
На середину храма крест был вынесен ради Крестопоклонной недели, а обычно он хранится вот здесь.
Рядом с главным собором находится большой зал для собраний, обедов и т.п. В том же здании находится и канцелярия.
Рядом с ним находится малый храм, с которого тут все начиналось.
Чуть подальше идет та самая дорога, по которой вы подъезжаете к этому месту. Показываю ее здесь, чтобы было ясно - все это находится не в пустыни, а совсем недалеко от обычной американской жизни. Рядом "макдональдс" и все обычные дела.
Малый храм представляет незаурядный исторический интерес, хотя центром здешней жизни уже два десятка лет является большой собор. Начинался этот малый храм с часовни, построенной на даче архиепископа
Виталия (Максименко), о котором я недавно писал (что, разумеется, является случайным совпадением). Освящена она была архиепископом Виталием в 1936 году. Часовня эта была совсем невелика, около 10 кв. м. На месте этой часовни сейчас находится алтарная часть храма.
После войны, по мере прибытия эмигрантов второй волны, часовня стала играть роль приходского храма и стала таковым вскоре после кончины архиепископа Виталия в 1960 году. В начале 70х годов храм значительно расширили, а в 90е серьезно реконструировали, поскольку строили в 70е по принципу "с мира по нитке" и к 90м многие части строеня были уже в плохом состоянии. В будни богослужение происходит именно в этом храме; в соборе служат по воскресениям и большим праздникам.
UPD-1: Забыл совсем сказать, что часовня эта была освящена в честь бл.кн. Александра Невского. Так и стоял этот Александро-Невский храм пока не построили новый, который захотели освятить в честь Благоверного князя. Так и сделали, а старый храм переименовали. Он теперь в честь Тихвинской иконы Божией матери. В большом храме хранится интереснейший список Тихвинской Богородицы, который некогда был во владении царицы-страстотерпицы.
В малом, Тихвинском храме тоже немало интереснейших объектов. Например, вот эта икона Покрова Пресятой Богородицы.
Она была подарена храму ветеранами 1го Уланского СПб полка в память о командирах, офицерах и уланах своего полка, "живот свой положивших за веру, царя и отечество и в смутах убиенных".
UPD-2: При увеличении яркости на исходной фотографии читается такой текст.
"Икона Покрова Пресвятой Богородицы, полкового праздника 1-го Уланского С.-Петербургского Светлейшаго Князя Меншикова полка, сооружен в память командира полка /1912-1914г./ генерал-лейтенанта Ф.Ф.Абрамова, всех командиров полка, г.г. офицеров и улан, в боях живот свой положивших за Веру, Царя и Отечество, в смутах убиенных и в миру усопших.
Однополчане"
На прилегающей к храмам территории находится также здание общества "Родина", в котором я ни разу не был. Однако около этого здания находится небольшой парк с т.н. Аллеей Русской славы. Вдоль тропинок там установлены бюсты тех, кто по мнению принимающих решение руководителей? членов? общества прославил Россию. Выбор интересный, не всегда очевидный, но безусловно демонстрирующий разнообразие как российской жизни, так и движений внутри общества "Родина". Об этом я расскажу в окончании заметки.