На протяжении всего своего существования человечество изо всех сил вытягивает свою не слишком длинную шею, чтобы краешком глаза заглянуть за поворот и увидеть, что его ожидает. Какое оно - будущее? И вроде бы совсем это ни к чему; ожидает радость - пусть это станет приятной неожиданностью, ожидают тягости - незачем переживать их раньше времени, а ожидает страшный конец мирского существования - так он ожидает каждого из нас. И все же вытягивает шею, и читает книжки про будущее *, и платит футурологам. Тьфу, срамота! Ведь все равно никогда не получается.
Недавно я в очередной раз убедился в этом, зайдя на центральный желдорвокзал нашего среднебольшого города. По дороге из зала ожидания в зону расположения систем жизнеобеспечения находится вот такой величественный барельеф.
Называется он Spirit of Transportation («Дух транспорта», или даже «Дух движения»). Все аллегории прозрачны и не нуждаются в пояснениях. Тут и колесница гламурной дамы - не иначе как оного транспорта главной музы (неглавная муза погоняет четверку лошадей), и крытые парусиной фургоны пионеров американского Запада, и пешие и конные колонисты, и мудрые старцы на заднем плане. В общем, всякой твари по паре.
Впереди всей процессии шествует мать с детьми, которые несут на руках будущее транспорта. У детишек постарше на руках паровозы и пароходы, а самый маленький малыш, символизирующий не иначе, как облик грядущего, несет воздушный корабль. И выглядит этот корабль, как аэростат с гондолой; чем-то он похож на парусный дирижабль. Так в 1895 году представляли себе будущее.
Но уже через 8 лет над песчаными пляжами Северной Каролины поднялся первый летательный аппарат тяжелее воздуха, названный изобретателями просто «Летун», а всего через 20 лет после открытия барельефа тысячи отчаянно смелых парней энергично маневрировали в воздухе, чтобы поудачнее расстрелять смельчака, управляющего аэропланом с чуждыми опознавательными знаками. Ни один из этих аппаратов не был похож на воздушный корабль с барельефа ** Карла Биттера.
Вокзал в целом выглядит прекрасно; он являет хороший (типичный) пример общественного здания, построенного на рубеже 20х/30х годов прошлого века.
Это современный вид со стороны главного входа
Вид с воздуха в начале 50х
У главного входа в зал ожидания стоит вот такая скульптура, которая называется "Ангел Воскресения" - архангел Михаил поднимает к Небу погибшего солдата. Это памятник местным железнодорожникам, павшим на фронтах войны 1941-1945 годов.
* Сейчас более фильмы смотрит.
** Барельеф был первоначально установлен на другом городском вокзале, которой в середине 20 века снесли. Возможно, что Карл Биттер не предвидел и этого.
Вокзал на Широкой улице, где в 1895 году был установлен "Дух транспорта". Постройка вокзала была закончена в 1893 году; в то время он был крупнейшим желдорвокзалом мира.