В качестве отдыха от споров о политической подоплеке антицерковных выступлений всех-кому-не-лень предлагаю вспомнить о малоизвестном в России событии Второй Мировой войны, которое произошло 70 лет назад, о т.н. рейде Дулиттла.
Уже через месяц после Перл-Харбора американское командование решило совершить ответный авианалет на Японию; идея была сходная с советскими налетами по целям в Германии летом 1941 года. Осложняющим задачу американцев обстоятельством было расстояние между США и Японией. От Калифорнии до Японии 10000 км, от Гавайев чуть меньше - 6500 км. Ни один американский самолет не мог вернуться после бомбардировки. Возможность долететь до Японии, видимо, была у тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-24, но они были бы с гарантией потеряны, потому что топливо закончилось бы как раз над Японией.
Было принято довольно авантюрное решение отправить к берегам Японии авианосец со средними двухмоторными бомбардировщиками B-25B на борту. Это было совершенно нештатное использование данного самолета, потому что он не был приспособлен для действий с авианосца и не мог приземлиться на его палубу. Бомбардировщикам предстояло после выполнения задания лететь на запад, в Китай, до зоны, контролируемой китайским правительством Гоминьдана, и приземлиться там.
За три месяца были отобраны добровольцы и командир группы подполковник Джеймс Дулиттл, стандартные B-25B были модифицированы, что стать полегче (это включало ликвидацию части вооружения и средств связи) и принять больше топлива, летчики прошли тренировки по взлету с макета палубы авианосца, навигации над морем, в ночных условиях и т.п., заключена договоренность с китайцами о выделении посадочной площадки.
Примерно так выглядел выбранный самолет в полете. Примерно, но не вполне, так как здесь показана модифицкация B-25С.
2 апреля 1942 года авианосец Hornet (Хорнет=Шершень) с эскортом вышел из порта Аламеда в Калифорнии на встречу с авианосцем Энтерпрайз и сопровождающей его группой. Энтерпрайз нес стандартные палубные самолеты, обеспечивая прикрытие группы с воздуха.
Вот так выглядел авианосец Хорнет.
Вот так выглядели самолеты группы Дулиттла на палубе Хорнета.
Предполагалось, что вылет группы Дулиттла произойдет, когда Хорнет подойдет к берегам Японии на расстояние 400 морских миль, но утром 18 апреля авианосная группа была обнаружена японским патрульным катером. Катер был потоплен, но уверенности, что он не успел передать о встрече с группой, у командования не было, поэтому взлет решили произвести немедленно. После войны оказалось, что японская радиограмма прошла, но в таком сбивчивом виде, что не была понята.
Поскольку место взлета было на 230 морских миль дальше от Японии, чем было запланировано, было ясно, что долететь до выбранного аэродрома не получится. Взлету мешал также и штормовой ветер силой 9 баллов. Тем не менее, все самолеты поднялись в воздух несмотря на то, что ни один из пилотов не взлетал раньше с реальной палубы авианосца.
Все самолеты долетели до Японии и донесли бомбовую нагрузку (по четыре 225-кг бомбы, одна из которых представляла собой кассету с небольшими зажигательными бомбами). Сопротивления в воздухе над Японией группа Дулиттла почти не встретила, только один самолет был слегка поврежден и пилот еще одного сбросил бомбы слишком рано в результате атаки истребителей. Большинство самолетов сбросило свой груз над Токио, хотя одиночные цели были поражены и в других городах.
Как и было запланировано, группа продолжала движение на запад. Большинство самолетов сели на «вынужденную» или же их экипажи выпрыгнули с парашютами в прибрежных провинциях Китая, несколько самолетов упали в море, один самолет, у которого было очень мало топлива, повернул в сторону Приморья и дотянул до Владивостока, где экипаж был интернирован. У СССР был договор о ненападении с Японией, поэтому вернуть американских летчиков легальным путем было невозможно. Их перевели в Ашхабад, где они подкупили контрабандиста, перешли границу с Ираном и явились в британское консульство. Контрабандист, разумеется, был агентом НКВД. ☺
Три авиатора погибли, восемь попали в плен. Из этих восьми четверо погибли (троих казнили японцы, один умер в лагере). Остальные сумели избежать плена и уцелеть благодаря помощи китайцев. Часть летчиков Дулиттла присоединилась к американским авиационным силам в Китае, но большая часть вернулась в Америку.
Дулиттл считал, что рейд закончился полным провалом - нанесенный врагу ушерб был незначителен, а все самолеты потеряны, и ждал трибунала по возвращении в США. Вместо этого всех осыпали заслуженными наградами, а Дулиттла произвели в бригадные генералы, потому что пропагандистский эффект его рейда намного превышал ценность потерянных самолетов.
Дулиттл и другие авиаторы из его группы воевали потом на разных фронтах Второй Мировой. Сейчас в живых осталось пять участников рейда Дулиттла, которым уже перевалило за 90, и сегодня они встречаются в Музее ВВС США недалеко от Дейтона, штат Огайо. Вот их эмблема. Наверху надпись «Рейдеры Дулиттла», внизу девиз «Всегда (навстречу) опасности». Под верхней надписью - набирающий высоту B-25. Мальтийские кресты здесь взяты с эмблемы полка (вернее, авиационной части, которая называется Bomb group, это чуть побольше довоенного полка по понятиям советских ВВС) из состава которого были участники рейда, a картинки в четырех секторах круга - символы 4 эскадрилий этого полка.
Если вы спросите какое отношение это событие имеет к Пасхе, ответ будет дать трудно, но возможно. Бомбардировка произошла примерно в полночь с 18 на 19 апреля по московскому времени, а на 19 апреля в 1942 году как раз приходилась Неделя жен-мироносиц. Именно в этот день американская авиация впервые показала свои крылья над Японией.
ПыПыСы Мне кажется, я очень неправ. Корабли и самолеты были по "русско-японскую" сторону линии смены дат. В Токио был примерно полдень до время бомбардировки. Значит, в Москве было утро 18 апреля. Айайай! Действительно, совсем не пасхальная. Даже жен-мироносиц не удается подключить.Случилось это ровно 70 лет назад.
ПыСы Посмотрите
фоторепортаж о состоявшейся вчера встрече ветеранов рейда.
Присутствовали 4 оставшихся в живых участника рейда в возрасте от 90 до 96. Пятый (92 года) болеет. Очень хороший снимок, когда над сидящими ветеранами пролетают восстановленные B-25.