Кому Светлая неделя, а кому трудовые будни просвещения, или Погружение в реальность окружающего мiра

Apr 22, 2014 18:01

Дивно (хотя нередко и утомителено физически) праздновать светлый праздник Пасхи Христовой. Совершенно справедливо и обоснованно дух воспаряет над буднями, давая понять, что в жизни главное и что совсем не главное. Но так или иначе мы возвращаемся к ежедневным делам и начинаем выяснять, что же произошло в мире за последние дни Страстной и первые дни Светлой седмиц.

Увы, мир никогда не разочаровывает нас в худших ожиданиях. В Славянске в пасхальную ночь произошло убийство. Поиски малайзийского самолета прекращены, так что катастрофа, скорее всего, останется тайной до конца времен. Без видимой причины затонул паром с сотнями пассажиров на борту. Джо Байден, который знаменит своими ляпсусами вроде рассказа о том, как президент Франклин Рузвельт выступал по телевидению во время краха фондового рынка в 1929 году (тот еще не был президентом, а телевидение существовало только экспериментальное), или высказываний вроде “Если мы сделаем все абсолютно правильно и надежно, все равно останется 30% вероятность, что мы ошибемся”, инструктирует молодую украинскую демократию.

Честно говоря, мое любимое у Байдена вот это: “Встань, Чак! Пусть они на тебя посмотрят!» Казалось бы - ну и что такого? Дело в том, что сенатор от Миссури Чак Грэм, к которому Байден обращался, не мог встать, потому что он инвалид-колясочник (как и вышеупомянутый Франклин Рузвельт). В общем, Байден это тот еще ритор и софист.

Но еще уродливее мне показалось очередное открытое письмо либеральной интеллигенции руководителю государства. Нет, не отечественной. И нет, не Путину. Письмо подписали лучшие представители интеллигенции британской, адресовав его своему премьер-министру Дэвиду Камерону.

Последний написал по случаю Пасхи статью в англиканскую газету "Church Times", в которой рассказывал о своей вере. Он охарактеризовал ее как местами расплывчатую и неопределенную, когда дело касается трудных для понимания моментов. Он признался, что не является сторонником “доктринальной чистоты” и не слишком часто ходит в церковь. Своими собственными словами Камерон описал состояние человека, выросшего в христианской традиции, но потерявшего духовное понимание христианства и не имеющего в этом более осознанной нужды, однако сохранившего уверенность в важности общественной роли христианства и церкви.

Пасхальный прием в резиденции британского премьер-министра



Мысли Камерона, выраженные в этой статье, являются в первую очередь мыслями политика и либерала, а не христианина и не человека церкви. Он не сомневается, что вера не является ни необходимой, ни достаточной для поддержания морали. Одним из главных положительных качеств христианства по Камерону является толерантность, которая позволяет евреям и мусульманам чувствовать себя в Британии лучше, чем в секулярной стране. Другим положительным качеством церкви и христианства он считает благотворительность, и еще одним - сохранение культурного наследия. Ничего удивительного в таком подходе нет; из Красной книги Британии был недавно исключен по причине бурного размножения и исчезновения для него опасности безвременного вымирания зверь под названием христианский атеист.

Давид Камерон участвует в реставрации церкви


В целом мы слышим речи атеиста-прагматика, который не имея ни интереса, ни понимания духовной стороны жизни церкви, уважительно относится к ней потому, что она во многом способствует продвижению общества в желательном для Камерона направлении. И тем не менее, из-за этой статьи на Камерона накатали телегу лучшие думающие люди страны. Премьер Камерон совершил святотатство. Он позволил себе в этой безусловно либеральной и ни на секунду не мракобесной статье назвать Британию христианской страной.

Открытое письмо лучших людей Британии опубликовано под названием «Называя Британию христианской страной, Давид Камерон взращивает раскол». Интеллектуалы в своем письме немедленно признают право премьера на религиозную веру, но в лучших традициях вольтерьянцев готовы признавать это право только в пределах черепной коробки оппонента.

Просветители пишут: «Мы протестуем против характеристики Британии как «христианской страны»... Не считая того узкого смысла, который придает этим словам факт наличия государственной церкви, Британия не является христианской страной. Многочисленные опросы и исследования показывают, что большинство из нас не являются христианами."

И далее: "На уровне общественном, Британия изменилась к лучшему в результате работы различных дохристианских, нехристианских и постхристианских сил... В целом мы - безрелигиозное общество."

А потом ставят жирную точку: "Постоянные утверждения противного приносит в наше общество раскол и отчуждение... Все это питает утомительные споры о разделениях, которые практически отсутствуют в повседневной жизни большинства британцев, не желающих, чтобы их правительство уделяло особое внимание вопросам религии и религиозной идентичности".

Письмо подписано его главным организатором - физиком иракского происхождения Джимом Аль-Халили, президентом Британской Ассоциации Гуманистов (атеистов то есть), а также целой плеядой блистательных персонажей: писателем-фэнтезистом Филиппом Пульманом (известным атеистом или же, как меня поправили, сатанистом), другим фэнтезистом Терри Пратчеттом, драматургом Морин Даффи (она социалист, атеист, лесбиянка, борец за права ЛГБТ), зелено-социалистическим активистом Питером Тэтчеллом (главные предметы борьбы - права ЛГБТ и снижение легального возраста согласия до 14 лет), и прочими единомышленниками. Любопытно, хотя и не неожиданно, многие из них подписали также протест против визита Папы Римского Бенедикта в Британию в 2010 году.

Надо сказать, что я в чем-то согласен с авторами письма. Вряд ли Британию сегодня можно называть христианской страной, если не сводить это определение исключительно к вопросам культуры антропологической и даже скорее археологической. Если она и остается пока еще страной в основном христианской, то это ее качество уже нахлобучило шляпу и стоит в прихожей у дверей, готовое через секунду покинуть хозяйский дом по-английски.

душа Тряпичкин, церковь и государство, церковь и общество, богословие кота Леопольда, инославие как оно есть, Васисуалий Лоханкин, споры, поток сознания

Previous post Next post
Up