Об опасности празднолюбопытствования, или Сколько же все же православных в родной стране?

Feb 20, 2013 00:01

Давеча в нескольких разговорах, в т.ч. в одном, относившемся к вот этому посту, речь зашла о пресловутых 80% православных, обнаруженных среди населения России различными опросами общественного мнения. Не будем бессмысленно и беспощадно бесплодно спорить о точном значении этой реально огромной цифры; назовем ее «80%», понимая, что это ни что иное как термин. Всем понятно, что число постоянных прихожан и близко не подходит ни к 80%, ни к 70%, ни к 60,8%. Более того, те же опросы убедительно показывают, что в существование Бога или, скажем, в вечную жизнь верит гораздо меньше 80% россиян, а это уже ставит людей, внимательно относящихся к данным, перед необходимостью объяснить такое серьезное противоречие.

И вот тут открывается сезон охоты на злосчастные «80%». Каждый обличает их в том, в чем ему выгоднее и удобнее. Ну, или почти каждый. А я стараюсь не обличать, потому что оптимист.

Борцы с мракобесием и средневековьем издеваются над отсталостью «80%» и отсутствием у них своего собственного, соответствующего стандартам просвещенного века мнения. Воспитанные люди из этой группы критиков редко используют слова «идиоты» и «овцы», но и до этого дело нередко доходит, если критик молод, горяч и надежно анонимизирован или напротив - уже пожил, хорошо известен и терять ему нечего, а приобрести он может мощный пиар. Независимо от частностей, такие критики не преминут упрекнуть Сталина, Патриарха, и протоиерея Всеволода Чаплина в том, что советские люди все еще не живут при коммунизме младшеклассники все еще не созрели для повсеместного требования заменить уроки ОДНКНР (ранее известных как ОРКСЭ) на малый практикум по секспросвету.

Любители сокрушаться и саркастически заламывать руки по поводу умаления любви и возрастания злобы в эРПэЦэ эМПэ, упрекают «80%» в обрядоверии и отсутствии правильного понимания христианства. Они не упускают при этом случая засвидетельствовать полную деградацию иерархии сверху донизу, снизу доверху, а также справа налево, проявляющуюся в отсутствии у нее европейского политеса, ее вопиющей необразованности, неумеренной сдержанности в общении с епископалами и нежелании освятить один из храмов, построенных по "программе 200", в честь новомучениц 21 века.

Защитники старины и другие активисты негодуют на пресловутые «80%» за отсутствие у них должного рвения в припадании к корням, неготовности немедленно соблюдать все правила Апостольские и Вселенских Соборов и нежелании выйти на баррикады с требованием ввести единомыслие и объявить православие государственной верой. Походя, они упрекают священноначалие в политической нестойкости и нерешительности в борьбе за всеобщую и полную электрификацию мобилизацию катехизацию.

Как ни странно, не все из вышесказанного о «80%» неправда. И обрядоверие наблюдается; как еще назвать ежегодные набеги на храмы в поисках «водички» и отсутствие интереса к ним в прочие времена года. И нежелание следовать хоть каким-то правилам, при этом называясь православными, тоже есть; действительно, каков процент граждан, не причащающихся салату «Оливье» (в реальности, это салат «Столичный», но на этот спор у меня уже нету сил) в новостильное новогодие? Все это есть, да и более того.

Можно много говорить о том, что за люди записывают себя в «80%». Мне кажется, что главной причиной является иногда осознанное понимание, а иногда неосознанное ощущение принадлежности к православной культуре. Это совсем не означает, что человек мечтает получить членский билет и вещевое довольствие в виде новых лаптей, онучей, косоворотки, кубашки, и ендовЫ для браги, а потом ходить строем по долинам и по взгорьям или же весело по просторам. Напротив, очень часто у людей вполне осознающих свою укорененность в православной культуре нет особенного стремления к социализации с себе подобными. Но осознание-то есть, причем даже тогда, когда воспитание, образования, род занятий и склад характера поддерживают в человеке состояние жизнерадостного безбожия юности. Иногда осознание этого отсутствует, но есть интуитивное ощущение того же. Вот и пишется человек православным, потому что думается ему - “это правильно» или «это самое точное из возможных описаний».

Есть и множество других объяснений, например вот такое - люди чувствуют нужду в источнике духа (пишу с маленькой буквы, поскольку они именно так могут это чувствовать) и ищут этот источник. А что с ними рядом? Что под рукой? Православный храм, разумеется. Был бы рядом буддийский дацан или молитвенное собрание друзей внутреннего света - пошли бы туда. Правда, я в этом не слишком уверен. Сейчас чего только нет в пределах шаговой доступности, а 80% все ищут источник духа в православии. Уже одно это о чем-то нам говорит.

И эти характеристики «80%» тоже не являются ложными. И принадлежность они чувствуют, не придя еще к вере, а поэтому дивясь в себе этому чувству. И духовности ищут, желая ее строго дозировать, чтобы не испытать шока от избытка благодати. Все так. Но в понимании перспектив «проблемы 80%» мы недалеко ушли от состояния, в котором находится решение одного из труднейших жизненно-философских вопросов: стакан, в котором жидкость находится точно на уровне метки, разделяющей две половины его объема, полон ли он наполовину или же он наполовину пуст?

Тот самый стакан



Только будущее покажет, меняется ли уровень жидкости в стакане и если меняется, то в каком направлении. Только будущее покажет, что произойдет с людьми, которые сегодня пишутся православными в анкетах, но не торопящихся разобраться с тем, что это значит. У меня, например, есть повод для оптимизма.

В прошедшее воскресенье читали евангельский рассказ о Закхее (Лк 19:1-10). Все, что мы знаем о предыстории их встречи, это то, что Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом” (Лк 19:3). Надежно установлен только мотив любопытства, ведь Закхей решил проблему путем залезания на смоковницу и не предпринимал попыток обратиться ко Христу. Но не тут-то было! Христос сам обращается к Закхею; и ведь обратился Он и все - исчез коррумпированный начальник налогового управления г.Иерихона и появился раскаявшийся человек, который тут же предпринял первые решительные шаги к праведной жизни, полностью разрывая все существующие шаблоны. Неожиданно для окружающих? Несомненно. Невероятно? Да! Но “невозможное человекам возможно Богу” (Лк 18:27).

Любопытный Закхей





Приходя к Богу из любопытства, осторожного желания получить небольшое количество духовности на черный день или приобщиться к национально-народной культуре, выходящей за рамки валенок, балалаек и песен Стаса Михайлова, человек ставит себя в довольно беззащитное положение перед Богом. Вот поднимет Господь глаза, посмотрит на Закхея любопытствующего, и куда денется вся осторожность и благоразумие последнего. Нередко такое происходило и по-прежнему происходит с людьми, относящими себя к «80%», независимо от того, что они знали о результатах опросов общественного мнения.

UPD: Выношу из свежего коммента tanika_ru, или Цифры в студию. Очень характерные цифры, не надо и к Леваде или ВЦИОМу ходить.

"Несколько лет назад, а точнее около восьми, я работала в одном православном издательстве, и по работе должна была помогать в публикации одного исследования на похожую тему. Опрос был, сколько помню очень солидный, выборка из разных городов, люди разных возрастов и профессий, какой-то институт проводил, не помню за давностью лет который. Но цифры меня настолько поразили, что их запомнила.

Готовы ли вы со стопроцентной уверенностью заявить, что Бога нет? Не готовы оказались 92 процента.
Верите ли вы в Бога-Троицу? 14 процентов.
Считаете ли вы, что ни в одной религии нет абсолютной истины? 34 процента.
Считаете ли вы христианские заповеди абсолютно обязательными для исполнения? Нет - около 50 процентов.
Там было много вопросов, но запомнились эти, как показатель каши в голове у людей. И да, опять же меньше 10 процентов тех, кто живет церковной жизнью, не помню цифру. Но думаю, тех 14 процентов, верующих в Бога-Троицу можно считать христианами, а 92 процента не готовых - не атеисты."

Посмотрим на них. 66 процентов считают, что религия может провозглашать абсолютную истину. Около 50 процентов считают христианские заповеди обязательными для исполнения. Верующих в Бога-Троицу 14 процентов. Значит есть около 40 процентов христиан, которые избежали встречи с хорошим миссионером.))

церковь и общество, споры, поток сознания, жизнь

Previous post Next post
Up