О Смоленской иконе Божией Матери в 1812 году, окончание

Sep 13, 2012 23:15

Икона, которая путешествовала с русской армией в 1812 году, не была «той самой» иконой Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), которая по преданию была написана евангелистом Лукой. Оригинальная икона находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, во Влахернский храм. Именно там она стала называться Одигитрией после чуда прозрения двух слепцов.

В 1046 году византийский император Константин Мономах выдал свою дочь Анну замуж за киевского князя Всеволода Ярославича. Император Константин благословил царевну Анну чудотворной Одигирией. В 1097 году сын Всеволода Ярославича и Анны Константиновны Владимир Мономах стал князем Смоленским. Перед своей кончиной княгиня Анна благословила сына драгоценной иконой. В 1101 году по приказу Владимир Мономах в Смоленске был возведен Успенский собор, куда и была помещена икона, которая с тех стала называться Смоленской иконой Божией Матери.

А вот заметка об иконографии Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, о которой речь шла в обсуждении предыдущего, основного материала (ссылка на Правмир)

В начале XV века Смоленск был захвачен литовскими войсками. Смоленская Одигитрия впервые на время покинула свой город и была перевезена в московский Благовещенский собор. Другая версия гласит, что икону привезла с собой София Витовтовна, дочь литовского великого князя Витовта, с 1390 году - женa московского великого князя Василия I. Но так или иначе оказавшись в Москве, икона по просьбе смолян вернулась в Смоленск в 1455 (1456?) году.

С иконы было сделано множество списков. Прежде всего, нет гарантии, что икона, находившаяся в XI веке в Константинополе, которая появилась на Руси с Анной Константиновной, была оригинальным изображением; не исключено, что это древний византийский список. В Москве остались два списка Смоленской иконы. Один из них был помещен в Благовещенском соборе, а другой, несколько позднее, в Новодевичьем монастыре.

Список Смоленской Одигитрии кисти Дионисия



С иконы был сделан также список бОльшего размера, который в 1602 году был помещен в башне крепостной стены Смоленска над Днепровскими (иначе известными как Фроловские) воротами. По-видимому, этот список был выполнен Постником Ростовцем в середине XVI века. В начале XVIII века над первым ярусом этой башни построили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и поместили икону, а в конце XVIII века эту церковь заменили каменной.

При оставлении русской армией Смоленска оригинальную Смоленскую икону вывезли в Москву. Там она была помещена в Успенский собор Московского кремля для поклонения москвичей. Смоленскую икону Божией Матери вместе с Иверской и Владимирской иконами обносили вокруг Белого города, Китай-города и Кремля в день Бородинского сражения. Но не она путешествовала с русской армией во время отступления к Москве и последующего преследования противника. На Бородинском поле был именно надвратный список из храма Рождества Пресвятой Богородицы. Обе иконы были возвращены в Смоленск; надвратная была передана Кутузовым в начале ноября 1812 года, когда Смоленск был освобожден, а оригинал вернулся из Москвы 25 декабря 1812 года.

На фотографии Прокудина-Горского, сделанной в 1912 году, показана именно старая, византийская икона, которая впоследствии исчезла. Статья из материалов конференции по истории Отечественной войны утверждает, что следы Смоленской иконы теряются уже в 30е годы прошлого века, сразу после того, как в 1929 году Успенский собор Смоленска был закрыт и в нем был устроен антирелигиозный музей. Википедия и некоторые другие интернетные источники говорят об исчезновении Смоленской иконы во время немецкой оккупации Смоленска. Строго говоря, эти версии не полностью противоречат друг другу.

Таким образом, сейчас в Успенском соборе г. Смоленска находится именно та икона, которая путешествовала в 1812 году с русской армией на зарядном ящике в сопровождении 1й роты 3й артиллерийской бригады, именно та икона, которая побывала на Бородинском поле.

1812 год, история, искусство

Previous post Next post
Up