Невидимый линкор в бою, или Квадрат не-Малевича

Jul 03, 2012 22:38

Четвертое июля это не только День независимости США, но и одна из горьких дат истории Великой Отечественной войны - этот день считается официальным завершением Второй обороны Севастополя. Это был один из тех дней середины лета 1942 году, когда с легкостью могло показаться, что дела идут неимоверно плохо и пора тушить свет - на севере в Мясном Бору была только что потеряна 2я Ударная Армия, на юге после харьковской катастрофы немцы провались к Дону. Сводка Совинформбюро от 3 июля говорила об оставлении советскими войсками Севастополя, но в реальности вместе с городом были оставлены и его защитники, почти 100 тыс. человек. Последние дни обороны Севастополя - тема нелегкая, интересная и неоднозначная, но мне хотелось бы по этому случаю сказать несколько слов о самом необычном элементе системы обороны города, о котором недавно уже написал заметку patrik1990.

Начну издалека. В первой половине 20 века линейные корабли с большим числом орудий главного калибра, первенцем которых стал британский линкор «Дредноут», были хребтом боевой мощи ведущих флотов мира.

"Дредноут"




В начале Второй мировой войны они внезапно оказались устаревшими; ведущая роль перешла к авианосцам. Но поскольку строительство больших кораблей - дело довольно медленное, вершину технологического развития линкоров представили именно те из них, которые были построены во время Второй мировой войны, когда морями уже правили авианосцы. Об одном из таких линкоров, построенных уже в новую эру («Нью-Джерси», заложен в 1940 году и вошел в состав флота в 1943 году), я недавно писал.




На линкоры серии «Айова», к которой относился «Нью-Джерси», должны были стать похожи советские линкоры серии «Советский Союз». Когда СССР в середине 30х годов включился в гонку океанских вооружений, было запланировано два проекта линкоров: А (проект 23, водоизмещение 35000 т с 406-мм орудиями главного калибра) и Б (проект 12, водоизмещением 26000 т с 305-мм орудиями). Всего предполагалось построить 6 больших и 14 малых линкоров, но проект Б был признан вредительским, и все последующие усилия были сосредоточены на линкорах проекта 23. Описание этих линкоров в сравнении с линкорами класса «Айова» приведено здесь.

В 1938-39 гг. было заложено четыре линкора проекта 23: «Советский Союз» (головной корабль серии) в Ленинграде, «Советская Украина» в Николаеве, «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» в Молотовске (ныне Северодвинск). Но ни один из них так и не был построен.

Модель линкора проекта 23






Неудача этого проекта не была случайностью. Советская судостроительная промышленность была просто не в состоянии его осуществить. Оборудование на ленинградских заводах, где строился «Советский Союз», было преимущественно дореволюционным; в 1934 году началась реконструкция этих заводов, но она не позволила решить все проблемы. Все заказы выполнялись много медленнее, чем это было запланировано. Промышленность не только отставала технически, но и была парализована плохим согласованием между наркоматами, спорами об ответственности за дефекты и прочими знакомыми всем проблемами. Конструкторские работы шли медленно, рабочие чертежи в срок не сдавали, а это вызывало череду переделок.

Разумеется, так же работали и смежники, которые не поставляли в срок свою продукцию. Например, чертежи двухорудийной 100-мм зенитной башни для «Советского Союза» должны были изготовить в мае 1939 года, но их не изготовили и через год. Снаряды для главного и вспомогательного калибра линкора были спроектированы еще в 1937 году, но вплоть до лета 1940 года они не были изготовлены и испытаны.

С 1 января по 1 октября 1940 года ленинградские заводы должны были сдать флоту 35 боевых кораблей и вспомогательных судов, а сдали всего 14. Не были сданы: 1 крейсер (100% плана), 10 эсминцев (100% плана), 1 подлодка XIV серии (30%), 1 тральщик (75%; так в тексте! это означает, что план составлял 1,33 тральщика, но все вопросы к П.В.Петрову, по статье которого в ВИЖ, N4, 2011 и составлено это описание), 1 ледокол (100%), 2 баржи (65%).

Не удивительно поэтому, что закончить линкоры в срок не смогли. Строительство «Советской России», «Советской Украины» и «Советской Белоруссии» заморозили, пытаясь бросить все силы на строительство «Советского Союза», но и он оказался к началу войны готовым только на 20%. Его строительство прекратили, а после войны все недостроенные линкоры разобрали.

Но даже недостроенные, линкоры проекта 23 смогли внести вклад в оборону Севастополя. Дело в том, что строительству этих кораблей предшествовала большая исследовательская и проектно-конструкторская работа, в том числе и разработка противоминной защиты (ПМЗ), и проводились она на Черном море. Сначала были проведены подрывы масштабных отсеков, построенных в масштабе 1:5 (всего 51 подрыв). Затем был построен натурный отсек, на котором полностью воспроизводилась система ПМЗ линкора проекта 23. По результатам опытов было установлено, что предельной для ПМЗ была мощность заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытный отсек использовали как мишень для учебных стрельб, а затем поставили на прикол в одной из севастопольских бухт.

После начала войны капитан 2 ранга Г.А.Бутаков предложил использовать «квадрат», как называли опытный отсек в документах (хотя на самом деле он был прямоугольником 50х30м с высотой борта 15м), в качестве плавучей артиллерийской батареи. В июле 1941 года под руководством инженера Л.И.Ивицкого на «квадрате» стали оборудовать жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады, боевую рубку, зенитные прожекторы, дальномеры и вооружение. Была установлена также шлюпбалка, но не нашлось шлюпки. Якорь для плавбатареи нашли на складе завода. Не исключено, что это был якорь с линкора «Императрица Мария».

"Квадрат", он же Плавбатарея N3, он же "Не тронь меня!"



Сначала «квадрат» получил зенитное вооружение (четыре 76-мм и три 37-мм орудия, и три 12,7-мм пулемета) и два 130-мм орудия для борьбы с кораблями и десантом противника. Последние снабдили даже ныряющими снарядами для борьбы с подводными лодками. Экипаж батареи составили 130 моряков во главе со старшим лейтенантом (впоследствии капитан-лейтенантом) С.Я.Мошенским. Приказом командующего Черноморским флотом от 4 августа 1941 г. плавбатарея N3 была включена в состав Охраны водного района Главной базы.

Когда в конце октября 1941 года возникла непосредственная угроза Севастополю с суши, 130-мм орудия вместе с их расчетами и боезапасом (кроме ныряющих снарядов) сняли с батареи, экипаж которой в результате уменьшился до 111 человек.

Главной боевой задачей батареи стала защита Севастополя от воздушных налетов, которые значительно участились, когда немцы захватили крымские аэродромы. Сначала батарея находилась в районе Бельбекской долины, но в ноябре волны стали приближать ее к берегу, занятому немцами, поэтому 11 ноября буксиры перевели ее в Казачью бухту и притопили на отмели. На этом месте батарея стала прикрывать аэродром на мысе Херсонес.

Моряки отражают воздушный налет



Боевая работа батареи подробно описана здесь. (Если вас заинтересовала эта история, обязательно сходите по ссылке; я упускаю многие интересные детали именно потому, что эта заметка уже была опубликована.) Вкратце, батарея сбила 22 самолета противника, отбив 449 воздушных атак. Следующая оказалась для нее роковой; вечером 19 июня, когда боеприпасы были уже на исходе и их приходилось строжайше экономить, батарея была поражена двумя бомбами. Погиб командир и 28 членов экипажа, ранено 27, начался пожар. Моряки потушили пожар и восстановили одно 37-мм орудие и два пулемета, но к ним уже не было боеприпасов, поэтому экипаж батареи был расформирован 27 июня 1942 года.

ПС Обычно указывают, что известный советский писатель-маринист Леонид Соболев был на батарее и написал о ней очерк. Я пытался найти этот очерк, но не смог.

ППС Я заметил небольшие расхождения между описанием батареи и ее истории здесь и у patrik1990. Думаю, что они связаны с расхождениями в источниках (мои данные в основном из статьи А. Царькова в журнале «Оружие» N9 2010 года).

Резюме
Решив написать заметку по случаю 70 годовщины окончания обороны Севастополя, я выбрал из всех ее событий историю этой необычной батареи, потому что она точно отражает «особенности национального военного искусства». Люди воевали не тем, чем им хотелось бы, а тем, что было под рукой. То, что было в наличии использовали на полную катушку и еще немножко сверх того, проявляя при этом недюжинную изобретательность и инициативу. Воевали решительно, смело и упрямо, не отвлекаясь на переживания по поводу плохих новостей.

В общем, нам всему этому еще учиться и учиться.

военные науки_искусства_и_художества, история, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up