И снова о Феодосии Григорьевиче

May 08, 2012 10:50

В этом журнале уже шла речь об интересном человеке - Феодосии Григорьевиче Добжанском; он был известным биологом и внес заметный вклад в синтетическую теорию эволюции. Таких людей немало, но Добжанский весьма знаменит тем, что решительно отрицал идею несовместимости христианского взгляда на мир и эволюционного учения.

Небезынтересно, что именно Добжанскому принадлежит отлитая в граните фраза, которую знает наизусть каждый студент-биолог и боец эволюционно-дискуссионного фронта: “Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции”. Хотя ее любят цитировать и к месту, и еще чаще не к месту, Добжанский выразил этой фразой свое понимание эволюционной теории как над-научного постулата. Краткий рассказ об этом можно прочитать в этом журнале здесь и здесь.

Один из интересных вопросов, касающихся личности и хода мыслей Добжанского, это вопрос о характере его веры. В процитированных выше заметках я писал о том, что Добжанского нередко с уверенностью относят к православным (так делает, например, Фрэнсис Коллинз, директор Национальных Институтов Здравоохранения США, автор книги “Язык Бога”).

С другой стороны, Франциско Айала, один из ближайших учеников Добжанского, писал об отсутствии у своего учителя веры в существование личностного Бога и жизнь после телесной смерти и о том, что религиозность Добжанского сводилась к вере в наличие у вселенной смысла. Об этом тоже идет речь в моих предыдущих заметках.

Недавно я обнаружил новый для себя факт, имеющий отношение к этой теме.  Оказывается, Добжанский получил в 1972 году степень почетного доктора богословия от Свято-Владимировской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк. Думаю, что большинство знает это место по дневникам о. Александра Шмемана.

На фотографии Феодосий Добжанский выступает в Свято-Владимировской семинарии во время присуждения ему почетной степени.




Хотя на вопрос о личной вере и благочестии Феодосия Григорьевича этот факт не позволяет ответить, он все же позволяет сделать два очевидных вывода.

Во-первых, взгляды Добжанского были признаны достаточно православными известным академическим центром православной церкви, богословский уровень которого не вызывает нареканий. Сделано это было именно в том году, когда Добжанский выступал на конференции Национальной ассоциации учителей биологии с докладом, опубликованном в 1973 году под заголовком «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции».
Во-вторых, Добжанский делом показал свое согласие с догматами православия, приняв от Свято-Владимировской семинарии почетную степень.

Можно легко возразить, что Свято-Владимировская семинария известна своим экуменизмом, вполне доказанным присуждением степени почетного доктора богословия Aрхиепископу Кентерберийскому в 2010. Однако во времена Добжанского список лиц, которым была присуждена почетная степень, выглядел иначе (см. фото).




Первым в списке идет о. Георгий Флоровский, там и ныне прославленный в чине преподобных архимандрит Иустин Попович, там же и София Куломзина, известный всем автор книг о православном воспитании в семье. Таким образом, список непосредственных предшественников Добжанского по получению почетной степени не создает впечатления излишней «либеральности» взглядов руководства семинарии. Скорее всего, между преподавателями семинарии и Добжанским имело место согласие о том, что взгляды Добжанского православны в той степени, что его можно было поставить в ряд с известными православными авторами.

Интересно было бы прочитать ответную речь Добжанского по получении степени, но я ее не нашел.

«Будем искать..»

жизнеописания, биология, споры

Previous post Next post
Up