Багач.

Sep 21, 2017 15:37

Древний праздник урожая, отмечался в осеннее равнденствие. Сейчас его следы остались только у белорусов.
Образцовый хозяин стремился к Богачу закончить все полевые работы и даже почистить и спрятать до весны земледельческий инвентарь, который в пословицах к этому празднику назывался «рагачом». В народе говорили: Прыйшоў багач - кiдай рагач, бяры сявеньку - сей памаленьку». В день Богача или ближайшее воскресенье на Беларуси проходили осенние ярмарки - кiрмашы.
Существовал обычай, по которому от каждой семьи, от каждой особы по горстке приносили в общий короб (“лубку”) рожь, обмолоченную с первого снопа на “зажынках”. Понятие “первый” очень значимо было всегда у всех народов, оно сохранилось и сейчас. “Первый” - это начало всему следующему, определение и программирование дальнейшего. “Лубка з жытам” то есть сам Багач, находился весь год в какой-нибудь хате “ад Багача да Багача”. В доме, где находился “Багач”, служил молебен “За новы ураджай i Божую шчодрасць да людзей” специально приглашенный священник. Потом совершался обряд обхода всеми жителями вокруг деревни с “Багачом”, в центре которого в зерно была вставлена зажженная свеча, после этого с тем же “Багачом” обходили стадо.
После обходов шли к той хате, в которой “Багач” должен был храниться весь следующий год. Считалось, что “Багач” должен приносить всей общине, а особенно тому “гаспадару”, в чьей хате он находится, благополучие, достаток, здоровье, ведь собирали его “всем миром”. В этой хате проводилось обрядовое застолье.


This entry was originally posted at http://dvinetz.dreamwidth.org/666513.html. Please comment there using OpenID.

из личных библиотек, легендариум

Previous post Next post
Up