Тут, давеча, решил перечитать «Манифест коммунистической партии» (Manifest der Kommunistischen Partei), пишу статью на основе спора о возможности построения коммунизма с одним из комментаторов моих статей.
И всё таки очень полезно перечитывать источники, иногда находишь очень интересные вещи.
Вот например видение Марксом и Энгельсом понятия «класс» на основе текста «Манифеста».
Оказывается, в их понимании, что бы стать классом, недостаточно быть «достаточно большой группой людей» отличающейся по ряду признаков от других групп людей.
«Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс»
Т.е. пролетариат ещё не сформирован в класс. Коммунистической партии только предстоит его сформировать.
Интересная мысль. Вот ещё:
«Эта организация пролетариев в класс, и тем самым - в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими»
Опять мысль о том, что пролетарии сами по себе, это ещё не класс. Он может стать классом, и следовательно, политической партией (тоже интересная мысль) только после «организации».
Вот ещё очень интересная мысль, и ответ на вопрос: «Что будет, когда рабочих заменят роботы?»
«Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса.»
Когда для «увеличения капитала» рабочий уже не будет нужен - от него избавятся как от лишнего и ненужного элемента.
И в конце, маленькое замечание от мэтров про «уничтожение частной собственности»:
Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качество необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность.
Да, мы действительно хотим это сделать.