Современные проблемы отечественного феминизма О названии Порой можно услышать, что само слово феминизм, как движение и идеология, пропагандирующее равноправие обоих полов, вызывает массовое отторжение, потому что является причиной упадка и разложения западного общества. На самом же деле, именно упадок и разложение капиталистического общества является причиной появления в массовом феминистическом движении тупиковых ответвлений и агрессивных действий их членов. Теперь редко вспоминают еще об одном делении феминизма. Помимо множества течений феминизма ( среди которых, например, есть феминизм либеральный, интерсекциональныйсформированных к условиях капиталистического общества, существовало течение социалистического феминизма, у которого современные феминистки многому научились.
О происхождении Некоторые заявляют, что феминизм вреден, что это -диверсия против России, направленная на уничтожение традиционных ценностей и подрыв демографии. Однако, стоит напомнить, что в России была своя история развития феминизма, она начиналась, как борьба за наиболее остро стоявшие на тот момент требования избирательного права, за право учиться и работать. И в этой истории русского феминизма тоже было разделение на феминизм буржуазный и социалистический.
Первой женщиной, [Spoiler (click to open)]которая получила пост в кабинете министров, была графиня Софья Панина (сначала она стала заместителем министра государственного призрения Временного правительства, затем - заместителем министра народного просвещения) Сегодня консерваторы величают ее представительницей "христианского либерализма". А первой женщиной- министром стала Александра Коллонтай (нарком государственного призрения в первом Советском правительстве).
Сегодня консерваторы пытаются представить Коллонтай женщиной "разнузданных нравов", совершенно не упоминая вклад Коллонтай в развитие социалистического феминизма. Тем не менее, именно имя Александры Коллонтай стало известным и авторитетным, как пример русского( социалистического) феминизма.
О буржуазном феминизме Феминизм буржуазный был феминизмом привилегированных представительниц буржуазного класса, добивавшихся избирательных прав для себя, исключая такие же права для трудящихся масс. Типичной представительницей такой феминистической борьбы в Великобритании была виконтесса Астор ( Нэнси Астор), первая женщина, ставшая депутатом Палаты общин, нижней палаты британского парламента.
Амбициозная, но не слишком умная леди Астор добилась таких высот не в результате суфражистской борьбы, а как раз в противовес ее, а благодаря вхождению в семью Асторов, крупнейших представителей мировой буржуазии. Графиня Панина, в отличие от леди Астор была менее более образована и менее амбициозна, но делала ставку на средний класс, который должен был решать судьбу народа, а благотворительность считала решением проблем бедности. Выявлением причин бедности и системным переустройством общества буржуазный феминизм не занимался.
Социалистический феминизм наоборот, требовал коренного переустройства общества и установления социальной справедливости, отвергал благотворительные подачки и вовлекал в это переустройство трудящиеся массы, не разделяя в этой борьбе женщин и мужчин. При социалистическом феминизме женщина и мужчина были соратниками в борьбе.
Современное отношение к феминизму в России Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2019 г. феминистическое движение в России, направленное на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав женщин и мужчин, поддерживают 31% россиян. Среди молодежи (18-24 года) эта доля достигает 44%. Напротив, 55% наших сограждан не поддерживают феминизм (60% среди 45-59-летних). Надо полагать, что к 2024 году этот расклад не изменился или даже сдвинулся не в пользу феминизма. !!!Дополнение Конечно, опросы создаются для манипуляции их результатами и ради создания "общественного мнения". В данном случае опрос показывает не столько реальное отношение общества к "женским свободам", сколько сложившуюся негативную реакцию на само слово "феминизм", скомпрометированное гендерной борьбой.
О традиционных ценностях Понятие традиционных ценностей не имеет точного содержания и поэтому оно используется для манипуляций. Из-за неудовлетворенности современностью современные консерваторы предлагают нам обратиться не в социалистическое, а в дореволюционное приукрашенное прошлое, не акцентируя на том, что они предлагают вернуться к уже изжившей себя структуре иерархического общества, где свобода женщины резко ограничена. Провозглашая курс на "сохранение традиционных ценностей", современные консерваторы предлагают сдвиг общества в сторону патриархального уклада, важной составляющей которого является пренебрежительное отношение к женщине, узаконивание гендерных стереотипов , на основе которых в современных условиях уже формируются такие явления как сексизм и мизогиния (женоненавистничество)
Все это грозит потерей социалистических завоеваний, достигнутых женщинами в результате многолетней борьбы. При этом консерваторы не дают себе отчет в том, что "лубочная" патриархальная семья, которая так радует их воображение, была возможна при феодализме, но уже невозможна при капитализме.
Индустриализация и увеличение спроса на рабочую силу в связи расширением прпоизводств, вовлекла женщину в общественное производство и не собирается ее возвращать в семью. Несмотря на заявленную в перспективе всеохватывающую роботизацию, спрос на дешевую рабочую силу по-прежнему актуален. В связи с этим женщина приобретает все больше самостоятельности и сталкивается с большим числом проблем, которые для нее не собираются решать, ни мужчины, ни общество в целом .
Как становятся феминистками Сама жизнь заставляет женщину вести борьбу за свои права. Сегодня вновь идет попытка внедрить в женское сознание установку, что репродуктивная функция- это обязательство, а не осознанный и взвешенный выбор.
Работу по содержанию дома, выращиванию и воспитанию потомства ( новых граждан общества) продолжают считать исключительно женской "обязанностью", воспринимают, как добровольный трудовой вклад , не считают этот труд "второй сменой", которую отрабатывает женщина, не учитывают трудозатрат, и соответственно, не считают нужным их компенсировать .
Сохраняется проблема "стеклянного потолка", когда женщина ограничена в карьерном росте, она чаще остается в помощниках ( заместителях) , нежели самостоятельным руководителем.
Остаются проблемы ограничений на получение работы и высокой оплаты труда, основанные не на реальном вкладе человека, а на гендерном стереотипе ( "женщина , имеющая детей, обуза для фирмы", "женщина, не имеющая детей, может их завести и стать обузой" , "незамужняя молодая женщина может неожиданно выйти замуж/родить детей/ стать обузой, при котором женатый мужчина, имеющий детей, не имеет таких обременений, ведь у него есть жена). Разделение труда по половому признаку ( запреты на профессию) часто тоже основаны на гендерных стереотипах, а не на реальных требованиях, предъявляемых к профессии и результатах тестов.
В обществе по-прежнему не считается серьезной проблемой домашнее насилие, которое бытует даже в материально обеспеченных семьях знаменитостей (законодательство Российской Федерации декриминализовало бытовое насилие, насильник неуязвимым для уголовной ответственности, в России отсутствует охранный ордер, который оберегает жертву от насильника)
Познав возможности, предоставляемые "свободой выбора" своей судьбы, когда можно самостоятельно определять и расставлять жизненные приоритеты, женщина не хочет возвращаться к уже пройденному этапу развития общества, когда вместо нее решения принимают государство/церковь/ муж
Женщины - антифеминистки Причинами наличия современных антифеминисток является буржуазная мораль потребительства и существование так называемой "патриархальной сделки"
Патриархальная сделка - это «индивидуальная стратегия, предназначенная для манипулирования системой с максимальной выгодой, но при этом оставляющая саму систему нетронутой. Это - решение принять гендерные правила, ставящие женщин в невыгодное положение, в обмен на любую власть, которую можно вырвать у системы. В традиционном патриархальном обществе молодая жена подчиняется не только всем мужчинам, но и старшим женщинам в роду. Таким образом, женщина приобретает власть и привилегии со временем, если она рождает сыновей и становится в роду старшей.
В современном же буржуазном обществе потеря свободы решений при заключении брака может быть компенсирована роскошной жизнью и освобождением от необходимости работать.
Гендерная вражда и мизандрия Часто говорят о том, что феминистическая борьба превращается в борьбу против мужчин - мужененавистничество (мизандрию), а мужчины становятся мизогинистами ( женоненавистниками).
Причина не в идеологии, а в капиталистической системе, где женская рабочая сила стала использоваться для конкуренции с мужской в целях снижения оплаты труда. Капитализмом намеренно создаются условия, когда женщин противопоставляют мужчинам, а мужчин - женщинам (женщине можно платить меньше, руководствуясь гендерным стиреотипом о том, что женщина работает хуже мужчины , а мужчин убеждать в том, что если они не согласятся на низкую оплату труда, то на это место всегда можно взять женщину). Вместо объединения по классовому признаку в борьбе за социальную справедливость, общество разделяется и вовлекается в борьбу гендеров.
Современный мужчина и феминизм Несмотря на то, что некоторая часть современного мужского общества поддерживает женщин в феминистической борьбе, большая часть мужчин относится к ней враждебно.
Главной причиной является воспитываемый с детства патриархальный менталитет, касающийся -отношения к женщинам и их "обязанностям", оставляя способность соответствовать "мужским обязанностям" в тени жарких дискуссий о женской вине.
Эта осознание своей неспособность компенсируется ложно сформированной причиной: якобы беспричинной женской непокорностью, меркантильностью, пренебрежением своих обязанностей. Женщина обвиняется в разрушении традиционной семьи из-за желания учиться,делать карьеру "в ущерб семьи", а также -в нежелании рожать больше детей.
Однако, в современном капиталистическом обществе мужчина не в состоянии выполнять обязанности, накладываемые патриархальным менталитетом, где первостепенным является содержание семьи и детей, а также - подержание крепости семейных связей. Он уже с трудом, может поддерживать традиции на свое патриархальное право власти. В обществе, где существует лишь власть денег, он имеет столько власти в семье, сколько денег он может в нее принести. Однако, при работающей женщине поддерживать "традиции" становится все труднее.
В капиталистическом обществе с постоянно возрастающей стоимостью рождения/ воспитания/образования детей, при отсутствии социальной ответственности государства, современный мужчина не имеет стимулов и не заинтересован в обременении себя социальной ответственностью, которая возникает в связи с созданием семьи ( в отличие от женщины, которая психологически заинтересована в реализации, хотя бы однажды, своих репродуктивных функций)
Отсутствие материальных возможностей по долгосрочному содержанию семьи является одним из главных сдерживающих факторов деторождаемости, в дополнение к этому для женщин таким сдерживающим фактором еще является и высокая вероятность распада семьи, ухода мужчины ради новых отношений, а часто - ради ухода от бремени ответственности за свое потомство.
Поэтому мужчина часто не просто незаинтересован в феминизме, но и становится противником женской борьбы, которая может стать результатом обременения его еще большей ответственностью.
О манипуляциях традиционализмом и феминизмом Современный капитализм пытается манипулировать обеими категориями ради своей выгоды. Он поддерживает патриархальный менталитет для сдерживания борьбы за женскую независимость, особенно, если эта борьба включает системное переустройство, как единственное средство избавления от социального неравенства. Однако, и феминизм, отдельные его направления, поощряется и используется, в качестве отвлечения, опять же, от опасной борьбы за социальное равенство и отказ от капиталистической системы.
Для этого привлекаются искусственно раздуваемые с точки зрения первостепенной важности темы гендера, сексизма, а также абстрактных тем свободы и демократии.
Феминистские группировки успешно используются в качестве эффективного инструмента для создания скандалов отвлечения, провокаций, раскачивания общества и совершения оранжевых революций.
!!! Дополнение. О плачевном опыте пребывания женщин у руля власти Многие считают, что феминизм себя скомпрометировал действиями женских представителей, поставленных в Европе у руля власти. Ожидания того, что женщина, поставленная руководить страной, закончит все войны и установит мир во всем мире, не оправдались, наоборот, например Маргарет Тэтчер оказалась намного жестче своих предшественников, именно благодаря ее жесткости, на которую не отваживались мужчины, Великобритании удалось справиться с мощным забастовочнм движением. А современные европейские лидерши не брезгуют фашистскими методами подавления инакомыслия. Другие же своими высказываниями демонстрируют глупость, необразованность и явное несоответствие занимаемым должностям.
А дело в том, что вопреки требованиям феминисток о соблюдении принципа равенства при отборе претендентов на занимаемые руководящие должности, критерием отбора и подготовки лидеров во властные структуры по-прежнему является не самостоятельность, а способность к подчинению (на самом деле - манипулированию), что ошибочно называется "работой в команде", а также - внешний вид и связи с влиятельными группами. Формированием таких критериев и отбором все так же занимаются мужчины.
Другой причиной является положительная дискриминация, благодаря которой с помощью квот вводятся совершенно неподходящие, но амбициозные кандидатки. Используются также и рычаги патриархальной сделки, когда за покладистость по отношению к мужской линии руководства (делай то, что скажут) женские лидеры получают позитивное подкрепление в виде некоторой видимости своей власти, почета и материального вознаграждения)
Задачи сегодняшнего дня С уходом из современной жизни свидетелей, помнивших об изъянах патриархальной жизни и о достижениях социалистического феминизма, главной задачей вновь становится просвещение:
изучение историй женского движения разных стран, рассказов об ошибках и успехах феминизма;
изучение иностранного опыта по решению женских вопросов, демонстрация удач и ошибок;
пропаганда критики патриархальных и буржуазных ценностей;
формирование сознания о равенстве мужчин и женщин в вопросах социальной ответственности;
формирование понимания зависимости решений женского вопроса от общей борьбы за социальную справедливость для всего общества.
Дополнение!!! А стоит ли копаться в истории?
Ошибочно считать, что изучение истории движения не дает ответов на проблемы сегодняшнего дня, а значит является бессмысленным и отвлекает ресурсы. На самом деле история движения дает понимание тяжести и длительности борьбы за свои права, а следовательно - ценности достижений, от которых мы незаметно и легко отказываемся на современном этапе. Это также дает понимание успехов и совершенных ошибок, аргументов в былой полемике, которые вновь становятся актуальны сегодня. Это расширяет информационное поле, на основе которого можно строить дальнейшие стратегии борьбы.