Всесоюзный центр машинно-тракторных станций («Трактороцентр») - существовавшая в последние годы НЭПа советская компания. Полное наименование - Смешанное акционерное общество под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций («Трактороцентр»). Штаб-квартира компании располагалась в Москве.
Смешанное акционерное общество под наименованием "Всезоюзный центр машинно-тракторных станций" («Трактороцентр») было учреждено во исполнение Постановления СТО СССР от 05.06.1929 г. "Об организации машинно-тракторных станций", подписанного заместителем Председателя СТО Я. Рудзутаком и Управляющим делами СНК Союза ССР и СТО Н. Горбуновым.
Отмечая положительные результаты работы машинно-тракторной станции в совхозе им. Шевченко, выразившиеся в усилении коллективизации крестьянских хозяйств, поднятии их производительности и максимальном использовании тракторов, Совет Труда и Обороны постановил:
1. Признать своевременным приступ к широкому строительству машинно-тракторных станций, как одному из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства.
[Spoiler (click to open)]2. Немедленно приступить к организации машинно-тракторных станций с тем, чтобы к концу 1929 - 1930 года сетью их была охвачена площадь крестьянской пашни размером не менее одного миллиона гектаров.
3. Признать необходимым обеспечение машинно-тракторных станций ремонтными мастерскими, отвечающими всем требованиям современной техники, и снабжение их материалами, необходимыми для бесперебойной работы.
4. В целях осуществления полной механизации всех работ машинно-тракторных станций, а также в целях освобождения кормов, затрачиваемых на содержание рабочего скота, и использования этих кормов для расширения продуктивного животноводства, обеспечить машинно-тракторные станции необходимыми автотранспортными средствами.
5. Организацию машинно-тракторных станций тесно увязать с планом строительства советских и коллективных хозяйств и проводить в первую очередь в тех районах, где намечается значительное расширение посевной площади и где недостаток тягловой силы и инвентаря у крестьян задерживает развитие сельского хозяйства. При этом машинно-тракторные станции должны быть организованы, в первую очередь, в районах наиболее развитого строительства коллективных хозяйств.
6. Забронировать за вновь организуемыми машинно-тракторными станциями по плану трактороснабжения 1929 - 1930 года не менее 5 тысяч тракторов, общей мощностью в 100000 лошадиных сил на шкиву.
7. Установить, что в районе действия машинно-тракторных станций допускается кредитование лишь тех отраслей крестьянского хозяйства и тех сельскохозяйственных операций, которые не могут быть обслужены машинно-тракторными станциями.
8. Для осуществления намеченной программы строительства машинно-тракторных станций и эксплуатации их признать необходимым организацию акционерного общества под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций (ВЦМТС)".[2]
Исходя из данного Постановления, основной задачей общества Трактороцентр, наряду с обработкой земли окружающего населения, являлось "применение всех мероприятий, необходимых для поднятия общего уровня агрономической культуры в районах действия машинно-тракторных станций и широкого преобразования индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные обобществленные механизированные хозяйства".
В состав учредителей Смешанного акционерного общества директивным путем были включены народные комиссариаты земледелия союзных республик,[Spoiler (click to open)] Высший Совет Народного Хозяйства Союза ССР, Народный Комиссариат Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР, Всесоюзный совет и республиканские центры коллективных хозяйств, Всесоюзный совет сельскохозяйственной кооперации, Союз союзов сельскохозяйственной кооперации, Сельский Господарь, Хлебоцентр, Сельскосоюз, акционерное общество "Сельхозснабжение", Сахаротрест, Зернотрест, Укрсовхозобъединение, Госсельсиндикат и акционерное общество "Союзхлеб".
Изначально Основной капитал смешанного АО "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций", согласно утвержденному 30 июля 1929 г. Уставу общества, определялся в 50 миллионов рублей, однако уже 20 декабря 1930 г., после внесения изменений в Устав Трактороцентра, его величина достигла 320 млн. руб.[2]
В 1932 г. Общество было реорганизовано в государственное предприятие.
В годы первой пятилетки Советское государство вложило в создание сети МТС 1,5 млрд. руб. Такие вложения были под силу лишь социалистическому государству
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10-20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929-1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м - уже 2446, 1937-м - 5818, 1938-м - 6350, а в 1940 году - 7069!
Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин - 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год - более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.
Советское государство неустанно заботилось об укреплении МТС, об оздоровлении их финансового хозяйства. Важную роль сыграло в этом деле постановление СНК СССР от 5 февраля 1938 г. «О порядке финансирования машинно-тракторных станций». В постановлении указывалось на серьезнейший недостаток в организации финансового хозяйства МТС - множественность источников финансирования и сложная техника его осуществления. Эти недостатки создавали почву для запутывания финансов МТС, образования задолженности по заработной плате, замораживания государственных средств и дебиторской задолженности. Кроме того, в постановлении отмечалось отсутствие контроля и учета в финансовом хозяйстве МТС, что вело к расходованию средств не по назначению и разбазариванию их. Правительством установлен был другой порядок финансирования, по которому все затраты МТС полностью обеспечивались государственным бюджетом; усиливался контроль финансовых и кредитных органов за работой МТС. В дальнейшем практика показала, что этот порядок финансирования, упорядочивший финансовое хозяйство машинно-тракторных станций и создавший для них твердую финансовую базу, имел все же некоторые недостатки: машинно-тракторные станции финансировались по полугодовым и годовым сметам независимо от количественных и качественных показателей выполнения производственного плана, что не стимулировало в достаточной степени выполнение плана.
... слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам:
«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая - новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6-8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6-8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6-8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».
.... "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952, стр. 90) писал: "...сосредоточение основных орудий сельскохозяйственного производства в руках государства, в руках машинно-тракторных станций, является единственным средством обеспечения высоких темпов роста колхозного производства".
"Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит, - указывал товарищ Сталин, - вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства" (Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 91). Продажа колхозам основных орудий с.-х. производства, писал товарищ Сталин, могла бы лишь отдалить колхозную собственность от общенародной собственности, расширить сферу товарного обращения и привела бы не к приближению к коммунизму, а наоборот, к удалению от него, затормозила бы наше продвижение к коммунизму.
Специализированные машинно-тракторные станции были организованы государством для решения специфических задач сельского хозяйства. Машинно-животноводческие станции (МЖС) организованы преимущественно в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоёмких работ в животноводстве. Эти станции выполняют для колхозов работы по сеноуборке, силосованию кормов, обводнению пастбищ, электрической стрижке овец и др. Для проведения этих работ машинно-животноводческие станции оснащаются необходимым набором машин и оборудования: самоходными и прицепными сенокосилками, граблями, волокушами, стогометателями, прессами-подборщиками, силосорезками, машинами для рытья шахтных колодцев, агрегатами для электромеханической стрижки овец и др. В 1951 насчитывалось 118 машинно-животноводческих станций.
Лугомелиоративные станции (ЛМС) созданы для механизации работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ в р-нах, богатых естественными кормовыми угодьями, нуждающимися в мелиорации. В этих целях лугомелиоративные станции оснащаются экскаваторами, канавокопателями, болотно-кустарниковыми плугами, кусторезами, корчевальными и другими машинами. В 1951 имелось 66 лугомелиоративных станций.
Финансирование Финансирование всех затрат МТС осуществляется полностью за счёт государственного союзного бюджета. Причитающаяся же с колхозов натуральная и денежная оплата за работы МТС полностью поступает в доход государства, при этом директор МТС отвечает за своевременное вручение счетов и сдачу колхозами натуроплаты. Финансирование всех видов капитальных вложений МТС осуществляется через с.-х. банк. Финансирование производственных, административно-управленческих и хоз. расходов в МТС, а также расходов на образование переходящих на следующий год запасов осуществляется через Гос. банк.
На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, заработная плата производственным рабочим, заработная плата аппарату МТС и прочие административно-хозяйственные расходы) машинно-тракторной станции открывается отдельный бюджетный счёт, средства с к-рого м. б. использованы только по целевому назначению.
...в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам(????? врут см. п.4б в постановлении) в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов - рассрочку платежей сроком до 2-3, а в отдельных случаях и до 5 лет.
МТС сыграли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В СССР появился крупный слой сельского технически грамотного населения - квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.
... сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась ... Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг. Колхозы не могли сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам МТС большую зарплату, чем колхозы. Большинство рабочих нашло себе другое применение.