Трактороцентр

Apr 20, 2022 11:09

Всесоюзный центр машинно-тракторных станций («Трактороцентр») - существовавшая в последние годы НЭПа советская компания. Полное наименование - Смешанное акционерное общество под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций («Трактороцентр»). Штаб-квартира компании располагалась в Москве.

Смешанное акционерное общество под наименованием "Всезоюзный центр машинно-тракторных станций" («Трактороцентр») было учреждено во исполнение Постановления СТО СССР от 05.06.1929 г. "Об организации машинно-тракторных станций", подписанного заместителем Председателя СТО Я. Рудзутаком и Управляющим делами СНК Союза ССР и СТО Н. Горбуновым.

Отмечая положительные результаты работы машинно-тракторной станции в совхозе им. Шевченко, выразившиеся в усилении коллективизации крестьянских хозяйств, поднятии их производительности и максимальном использовании тракторов, Совет Труда и Обороны постановил:

1. Признать своевременным приступ к широкому строительству машинно-тракторных станций, как одному из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства.

[Spoiler (click to open)]2. Немедленно приступить к организации машинно-тракторных станций с тем, чтобы к концу 1929 - 1930 года сетью их была охвачена площадь крестьянской пашни размером не менее одного миллиона гектаров.

3. Признать необходимым обеспечение машинно-тракторных станций ремонтными мастерскими, отвечающими всем требованиям современной техники, и снабжение их материалами, необходимыми для бесперебойной работы.

4. В целях осуществления полной механизации всех работ машинно-тракторных станций, а также в целях освобождения кормов, затрачиваемых на содержание рабочего скота, и использования этих кормов для расширения продуктивного животноводства, обеспечить машинно-тракторные станции необходимыми автотранспортными средствами.

5. Организацию машинно-тракторных станций тесно увязать с планом строительства советских и коллективных хозяйств и проводить в первую очередь в тех районах, где намечается значительное расширение посевной площади и где недостаток тягловой силы и инвентаря у крестьян задерживает развитие сельского хозяйства. При этом машинно-тракторные станции должны быть организованы, в первую очередь, в районах наиболее развитого строительства коллективных хозяйств.

6. Забронировать за вновь организуемыми машинно-тракторными станциями по плану трактороснабжения 1929 - 1930 года не менее 5 тысяч тракторов, общей мощностью в 100000 лошадиных сил на шкиву.

7. Установить, что в районе действия машинно-тракторных станций допускается кредитование лишь тех отраслей крестьянского хозяйства и тех сельскохозяйственных операций, которые не могут быть обслужены машинно-тракторными станциями.

8. Для осуществления намеченной программы строительства машинно-тракторных станций и эксплуатации их признать необходимым организацию акционерного общества под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций (ВЦМТС)"
.[2]

Исходя из данного Постановления, основной задачей общества Трактороцентр, наряду с обработкой земли окружающего населения, являлось "применение всех мероприятий, необходимых для поднятия общего уровня агрономической культуры в районах действия машинно-тракторных станций и широкого преобразования индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные обобществленные механизированные хозяйства".

В состав учредителей Смешанного акционерного общества директивным путем были включены народные комиссариаты земледелия союзных республик,[Spoiler (click to open)] Высший Совет Народного Хозяйства Союза ССР, Народный Комиссариат Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР, Всесоюзный совет и республиканские центры коллективных хозяйств, Всесоюзный совет сельскохозяйственной кооперации, Союз союзов сельскохозяйственной кооперации, Сельский Господарь, Хлебоцентр, Сельскосоюз, акционерное общество "Сельхозснабжение", Сахаротрест, Зернотрест, Укрсовхозобъединение, Госсельсиндикат и акционерное общество "Союзхлеб".

Изначально Основной капитал смешанного АО "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций", согласно утвержденному 30 июля 1929 г. Уставу общества, определялся в 50 миллионов рублей, однако уже 20 декабря 1930 г., после внесения изменений в Устав Трактороцентра, его величина достигла 320 млн. руб.[2]

В 1932 г. Общество было реорганизовано в государственное предприятие.

В годы первой пятилетки Советское государство вложило в создание сети МТС 1,5 млрд. руб. Такие вложения были под силу лишь социалистическому государству

Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10-20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.

Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929-1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м - уже 2446, 1937-м - 5818, 1938-м - 6350, а в 1940 году - 7069!

Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин - 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год - более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.

Советское государство неустанно заботилось об укреплении МТС, об оздоровлении их финансового хозяйства. Важную роль сыграло в этом деле постановление СНК СССР от 5 февраля 1938 г. «О порядке финансирования машинно-тракторных станций». В постановлении указывалось на серьезнейший недостаток в организации финансового хозяйства МТС - множественность источников финансирования и сложная техника его осуществления. Эти недостатки создавали почву для запутывания финансов МТС, образования задолженности по заработной плате, замораживания государственных средств и дебиторской задолженности. Кроме того, в постановлении отмечалось отсутствие контроля и учета в финансовом хозяйстве МТС, что вело к расходованию средств не по назначению и разбазариванию их. Правительством установлен был другой порядок финансирования, по которому все затраты МТС полностью обеспечивались государственным бюджетом; усиливался контроль финансовых и кредитных органов за работой МТС. В дальнейшем практика показала, что этот порядок финансирования, упорядочивший финансовое хозяйство машинно-тракторных станций и создавший для них твердую финансовую базу, имел все же некоторые недостатки: машинно-тракторные станции финансировались по полугодовым и годовым сметам независимо от количественных и качественных показателей выполнения производственного плана, что не стимулировало в достаточной степени выполнение плана.

... слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам:

«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая - новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6-8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6-8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6-8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».

.... "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952, стр. 90) писал: "...сосредоточение основных орудий сельскохозяйственного производства в руках государства, в руках машинно-тракторных станций, является единственным средством обеспечения высоких темпов роста колхозного производства".

"Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит, - указывал товарищ Сталин, - вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства" (Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 91). Продажа колхозам основных орудий с.-х. производства, писал товарищ Сталин, могла бы лишь отдалить колхозную собственность от общенародной собственности, расширить сферу товарного обращения и привела бы не к приближению к коммунизму, а наоборот, к удалению от него, затормозила бы наше продвижение к коммунизму.

Специализированные машинно-тракторные станции были организованы государством для решения специфических задач сельского хозяйства. Машинно-животноводческие станции (МЖС) организованы преимущественно в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоёмких работ в животноводстве. Эти станции выполняют для колхозов работы по сеноуборке, силосованию кормов, обводнению пастбищ, электрической стрижке овец и др. Для проведения этих работ машинно-животноводческие станции оснащаются необходимым набором машин и оборудования: самоходными и прицепными сенокосилками, граблями, волокушами, стогометателями, прессами-подборщиками, силосорезками, машинами для рытья шахтных колодцев, агрегатами для электромеханической стрижки овец и др. В 1951 насчитывалось 118 машинно-животноводческих станций.

Лугомелиоративные станции (ЛМС) созданы для механизации работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ в р-нах, богатых естественными кормовыми угодьями, нуждающимися в мелиорации. В этих целях лугомелиоративные станции оснащаются экскаваторами, канавокопателями, болотно-кустарниковыми плугами, кусторезами, корчевальными и другими машинами. В 1951 имелось 66 лугомелиоративных станций.

Финансирование
Финансирование всех затрат МТС осуществляется полностью за счёт государственного союзного бюджета. Причитающаяся же с колхозов натуральная и денежная оплата за работы МТС полностью поступает в доход государства, при этом директор МТС отвечает за своевременное вручение счетов и сдачу колхозами натуроплаты. Финансирование всех видов капитальных вложений МТС осуществляется через с.-х. банк. Финансирование производственных, административно-управленческих и хоз. расходов в МТС, а также расходов на образование переходящих на следующий год запасов осуществляется через Гос. банк.

На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, заработная плата производственным рабочим, заработная плата аппарату МТС и прочие административно-хозяйственные расходы) машинно-тракторной станции открывается отдельный бюджетный счёт, средства с к-рого м. б. использованы только по целевому назначению.

...в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам(????? врут см. п.4б в постановлении) в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов - рассрочку платежей сроком до 2-3, а в отдельных случаях и до 5 лет.

МТС сыграли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В СССР появился крупный слой сельского технически грамотного населения - квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.

... сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась ... Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг. Колхозы не могли сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам МТС большую зарплату, чем колхозы. Большинство рабочих нашло себе другое применение.

... обеспечить контроль за правильностью оценки продаваемых колхозам тракторов, сельскохозяйственных машин и орудий, строго пресекая ... неправильные иждивенческие настроения - продать технику колхозам по заниженным ценам, что противоречит интересам государства.


[Трудодень...]За три года общественный доход на одно хозяй­ство составил 2250 рублей, а выдача на трудодень - 9,6 килограмма хлеба и 1 рубль 10 копеек деньгами. На один колхозный двор падало 1117 пудов зерна, тогда как до революции на единоличный двор в среднем приходилось 290 пудов.

История колхозного права. 1917-1958 гг.

колхозы, МТС, Коллективизация

Previous post Next post
Up