По мотивам ... "крестьянам было выгодно продавать хлеб царю по продразверстке, деньги были о-го-го какие твердущие"
К Февральской революции 1917 года финансовая система Российской империи подошла далеко не в лучшем состоянии. Мировая война уничтожила не только «золотой стандарт», серебро и медь тоже не пережили потрясений затянувшегося на годы конфликта. Если в 1914‑м в России отчеканили 536 тыс. серебряных монет номиналом 1 рубль, то в следующем году - не более 5 тыс. При этом золотая и серебряная монеты стремительно исчезали из оборота - напуганный Мировой войной обыватель старался припрятать их, сохранить на «черный день»… И этот «черный день» неумолимо приближался.
Чудовищные военные расходы заставили царское правительство включить на всю мощь «печатный станок» - с июля 1914‑го по февраль 1917‑го количество бумажных денег в России увеличилось с 1,6 млрд до 9,1 млрд руб., почти в шесть раз! «Бумажная» инфляция неизбежно деформировала и металлическую монетную систему - из-за роста цен возник дефицит серебряной и медной мелочи. Столичный монетный двор уже не справлялся с огромными объемами чеканки копеек, и с 1915 года царское правительство даже заказало изготовление 10- и 15‑копеечных монет в Японии из дешевого китайского серебра. [Spoiler (click to open)] Не лучше обстояла ситуация и с медью, к тому же, в отличие от серебра, этот металл постоянно требовался военной промышленности во все возрастающих объемах. Полную серию всех номиналов царских медных копеек последний раз отчеканили в 1915‑м, в следующем году из-за инфляции прекратили выпуск полушек, мельчайших монет в полкопейки и четверть копейки. Этот номинал существовал еще со Средних веков, но Мировую войну не пережил.
Впрочем, ту войну не пережили вообще все копейки в привычном виде - царское правительство в итоге начало их не чеканить, а печатать на бумаге. Бумажные копейки ввели в оборот 25 сентября 1915 года. Сначала их печатали на оборудовании для почтовых марок, они и выглядели как привычные марки для наклеивания на конверт с лишь незначительно измененным дизайном. Но вскоре их стали печатать как полноценные купюры - под именем «казначейские разменные денежные знаки» они выпускались номиналами от 1 до 50 коп.
В отличие от бумажного рубля, такие бумажные копейки было куда легче подделать - уже к началу 1917 года рынок наводнили фальшивки, изготовленные как преступниками, так и германскими спецслужбами. Однако немецкие подделки имели одну характерную деталь - оборот подлинных бумажных копеек содержал мелкую надпись «Имеет хождение наравне с медной монетой», тогда как на немецких подделках стояло: «Имеет хождение наравне с банкротством монеты». Такие бумажные копейки были не только фальшивыми деньгами (малограмотные крестьяне не различали правильную и искаженную надпись), но и настоящим психологическим оружием, подрывавшим доверие к денежной системе России.
Но быстрее, чем любые фальшивки, это доверие подрывала инфляция. Если накануне войны в Российской империи объем денежной массы был обеспечен золотым запасом аж на 101,8%, то к началу 1917‑го соотношение золота к бумаге составляло лишь 16,2%.
Формально бумажный рубль за три года войны обесценился в 6-7 раз, но запас прочности огромной империи, а также набранные за рубежом многомиллиардные кредиты притормозили падение. К началу 1917 года покупательная способность рубля[золотого или бумажного? это важно!] внутри страны понизилась лишь в четыре раза, а валютный курс на внешнем рынке и того меньше - всего до 56 довоенных копеек.
Фактически царское правительство отодвигало неизбежный финансовый кризис в будущее, на послевоенное время. Такая политика финансирования войны, балансируя на грани дефолта с гиперинфляцией, имела бы резон, сохрани монархия в стране внутреннюю стабильность и дееспособное управление. Однако в феврале 1917 года именно этого и не хватило.
В августе 1915 года правительством было создано Особое совещание по продовольствию, устанавливавшее «твердые цены», с которыми должны были согласовываться и местные цены. Однако твердые цены оказались заметно ниже рыночных[ а ведь инфляция ещё не вышла на свой максимум].
а после.... Катастрофический рост цен в течение 1917 года отражает динамика бюджетного индекса (исчисленного в 1920-х годах), значение которого в январе 1917 года было равно 294, а в декабре того же года уже 1545 (за 100 принято значение этого индекса в 1913 году)
[Земкомы после Февраля....]Земкомы после Февраля.... постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были образованы Главный и местные (губернские, уездные и волостные) земельные комитеты, находившиеся в подчинении Министерства земледелия и ведавшие земельным и лесным хозяйством страны. Комитеты были учреждениями, сформированными по демократическому принципу, в их состав входили представители различных партий и социальных движений, органов местного самоуправления, общественные деятели, технические специалисты.
октябрь 1915, реквизиция топливных запасов, особым совещанием. Гражданская война т.1