Борьба с хулиганством

Jul 28, 2021 08:16

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

В 1920-е годы
В годы НЭПа наблюдается резкий взлёт хулиганства: по данным НКВД, на 10 000 человек в РСФСР приходилось зафиксированных хулиганских действий, рассматривавшихся как преступные: в 1925 году - 3,2, в 1926 году - 16,7, а в 1927 году - 25,2 случаев. Разгул хулиганов в 20-е годы делал некоторые улицы непроходимыми в ночное время; в некоторых городах после наступления темноты милиция боялась появляться в рабочих кварталах

Вооружены хулиганы были финками, гирями, кастетами; «шпалер» (револьвер) считался высшим шиком[11][12]. Многие тогдашние хулиганы не мылись, ходили в грязной одежде. Для речи хулигана было характерны употребление нецензурной брани и воровского жаргона; песни, именуемые ныне «блатными», в 1920-е годы были известны под именем «хулиганских».

Романтика «хулиганства» заставляла подражать его внешним атрибутам и широкие круги относительно благополучной молодёжи, не склонной к девиантному поведению

Хулиганы обычно действовали шайками. В 1920-х гг. возникают «кружки хулиганов» («Общество „долой невинность“», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.). Хулиганские кружки («Топтательный комитет», «Шайка хулиганов» и т. п.) образовывались и в школах, в некоторых из которых избирались бюро и платились членские взносы. Администрация 25-й школы Пензы даже была вынуждена на некоторое время закрыть школу из страха перед террором хулиганов.
[Spoiler (click to open)]
В Петрограде/Ленинграде наиболее хулиганским районом считалась Лиговка (где находилось, в частности, пресловутое ГОП - Городское общежитие пролетариата, по одной из версий, давшее название гопникам), на самой же Лиговке наиболее знаменит был район Чубарова (ныне Транспортного) переулка, где группировалась шайка «чубаровцев». Вслед за чубаровцами по степени известности шли «пряжкинская» группировка (район реки Пряжки), «покровская» (район нынешней пл. Тургенева) группа со «Светлой ленты» (район кинотеатра «Баррикада»)[11].

В 1925 году «Красная звезда» так описывала «специализацию» ленинградских хулиганских группировок: «Охтенские бьют стёкла, срывают вывески, выворачивают фонари, мажут ворота и стены. Гаванпольские нападают на прохожих. Балтийские специализируются на собачонках и кошках, которых подвешивают к окнам, чтобы пищали, и на преследовании подростков. Тамбовские практикуют в пивных и клубах». В Москве, Замоскворечье терроризировала банда некоего Васьки Рыло

Описывая новосибирских хулиганов конца 1920-х - начала 1930-х годов, новосибирский старожил рассказывал:

«Причастны к этому были молодые, здоровые парни, их называли „бакланы“, они определённо выглядели и своеобразно одевались: на ногах начищенные хромовые сапоги, собранные гармошкой, штаны, заправленные в них, с напуском, кепка „капитанка“ набок, белая или цветная рубашка, поясок с кисточкой и пиджак. Они были, как правило, вооружены: за голенищем нож. Вечером и по ночам ходили с железной тростью, с цепями, с гирьками на крепком шнуре. Вражда была коллективная, улица на улицу и более крупные драки: те, которые жили в городе до линии, считались „городскими“, а те, кто за железной дорогой, у улицы Свободы, звались „залинскими“. Схватки между этими партиями хулиганов, особенно вечером и в ночное время, были дикими, жестокими, со смертельным исходом или тяжкими увечьями»[15] Сами же хулиганы обычно называли себя «ёжиками», «ежами»

Обычными проявлениями хулиганства были безмотивные избиения и даже убийства прохожих. Очень распространено было сексуальное насилие, в том числе мужчин. Любимым развлечением хулиганов было устройство «тюльпана»: пойманной девушке завязывали её юбку над головой и бросали в кусты ногами кверху. Нередки были массовые изнасилования, или «чубаровщина» - по резонансному «чубаровскому делу» 1926 года, когда трое молодых рабочих ленинградского завода «Кооператор» поймали в Чубаровом переулке 20-летнюю девушку-рабфаковку Любовь Белову, затащили через дырку в заборе в заводской сад «Кооператора» (он же «Сан-Галли», по старому названию завода) и на протяжении нескольких часов вместе со своими дружками подвергали групповому изнасилованию; всего в оргии приняло участие до 40 человек, включая 9 комсомольцев и 1 кандидата в члены ВКП(б)[7].

Шайки хулиганов действовали не только на улицах - они могли врываться в клубы, пивные, кинотеатры, театры, устраивая дебоши и избивая присутствующих: «З., 18 лет, с шестью рабочими подростками заводов ворвался в рабочий клуб, буйствовал, бросал кирпичами, ругался, избивал пионеров и служащих», «во время спектакля шайка врывалась в зал, учиняя здесь драки и терроризируя посетителей клуба; это проходило систематически и организованно»[7]. Из хулиганских побуждений совершались и более тяжкие преступления, даже с политическим оттенком. Так, в Казани хулиганы сорвали агитационный полёт, закидав палками и камнями самолёт и пилота «ОСОАВИАХИМа», в Новосибирске разогнали комсомольскую демонстрацию, а в Пензенской губернии разбирали железнодорожное полотно и подкладывали шпалы на пути проходивших поездов, устроив таким образом несколько железнодорожных катастроф[

Борьба с хулиганством

Поначалу Советская власть, хотя и ввела в 1922 году статью «Хулиганство» в Уголовный кодекс, предусматривающей исправительные работы или до года тюрьмы, но в целом снисходительно относилась к хулиганам как к несознательному, но классово близкому элементу.

Переломным явилось «Чубаровское дело» в 1926 году, после которого была окончательно осознана опасность явления: пятерых «чубаровцев» приговорили к расстрелу, остальные получили до 10 лет заключения и были сосланы в Соловки (этого, однако, власти добились, квалифицировав преступление как «политический бандитизм», на том основании, что пострадавшая была рабфаковкой[14]). Чубаровский процесс носил образцово-показательный характер, и его принципиальную политическую подоплёку «Ленинградская правда» выразила следующим образом: «Значение этого процесса в том, что ребром поставлен вопрос: кто поведёт за собой нашу молодёжь - Павел Кочергин <организатор изнасилования> и его товарищи или советская общественность, союзы, комсомол».

Хулиганы пытались мстить: участились избиения милиционеров и изнасилования, были сожжены завод «Кооператор» и склады Октябрьской железной дороги, вскоре милиция раскрыла «Союз советских хулиганов», в котором состояло до 100 человек. Однако эти попытки сопротивления были жёстко подавлены. С этим событием связаны изменения в УК, ужесточающие наказание за хулиганство. Для борьбы с хулиганством стали применяться рабочие дружины, вечерние и ночные облавы и даже высылка и ссылка хулиганов в административном порядке через органы ОГПУ

В 1930-х годах меры против хулиганства приняли чрезвычайно суровый характер. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года «О мерах борьбы с хулиганством» максимальный срок наказания был поднят до 5 лет[18].

Пик кампании против хулиганства пришёлся на 1940 год, особенно после изданного 10 августа указа Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство». Дела о хулиганстве слушались без предварительного расследования, в специально созданных так называемых дежурных камерах народных судов. За нецензурную брань в общественном месте давали год тюрьмы, обычным же приговором за хулиганство было пять лет лишения свободы с последующим пятилетним запретом на проживание в главных городах СССР.

Так, в частности, был наказан П. Смородинов, «беспричинно пристававший к сидящему на скамейке Н. Бурдилову» - «он всячески его оскорблял и ударил селёдкой по лицу». В результате, к 1941 году хулиганство в советских городах сошло на нет, чтобы возродиться в качестве уже организованной преступности в 1950-е годы.

В советском законодательстве

Широкое распространение хулиганства в дореволюционной России привело к тому, что ещё в 1914 году собравшаяся в Петербурге русская группа Международного союза криминалистов предложила ввести в новое Уложение о наказаниях понятия «хулиганство», «озорство» и «пакостничество» для безмотивных преступлений. Впервые в законодательстве термин «хулиганство» появляется в Декрете о революционных трибуналах от 4 мая 1918 года - согласно ему дела о хулиганстве передаются в ведение революционных трибуналов наряду с делами по таким опасным преступлениям, как саботаж, погромы, контрреволюция, шпионаж и т. п[19]. Это объясняется тем, что в условиях послереволюционного хаоса хулиганство объединялось с бандитскими преступлениями.

В Уголовном кодексе 1922 года хулиганство уже отделялось от бандитизма и определялось как «озорные, бесцельные, сопряжённые с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия» (гл. 5, ст. 176). Так как в молодом советском законодательстве имелись пробелы, то самые разные мелкие преступления и проступки, не упомянутые в Уголовном кодексе, стали постепенно де-факто квалифицироваться как хулиганство. К ним, в частности, могли относиться:

нецензурная брань;
шум в ночное время;
оскорбительное приставание к гражданам;
уничтожение имущества;
порча имущества;
угроза физического насилия;
применение или попытка применения огнестрельного оружия либо ножей, кастетов или иного холодного оружия.

На практике как хулиганство нередко квалифицировались и те преступления, которые имелись в Уголовном кодексе, но предусматривали наказание, слишком суровое для данного конкретного случая.

Статьёй 206 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, хулиганство определяется как «любое преднамеренное поведение, нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу». Под хулиганство подпадает широкий спектр правонарушений, такие например, как оскорбительное приставание и грязная ругань. Хулиганство по-прежнему наказуемо в соответствии со статьями уголовного и административного кодексов России, и применяется к лицам не моложе 16 лет. Различают злостное хулиганство, хулиганство, и мелкое хулиганство. Выражение «мелкое хулиганство» применяется в основном для мелких уличных беспорядков и драк среди городской молодёжи. Злостное хулиганство определяется как правонарушение, совершённое с исключительным цинизмом, с оказанием сопротивления работникам правоохранительных органов, с применением предметов, используемых в качестве оружия, или их попытку, или совершённое рецидивистом. Последствия: осуждение к лишению свободы от шести месяцев до одного года или штраф; злостное хулиганство, содеянное с сопротивлением органам милиции, наказывается лишением свободы от 1 до 5 лет; особенно злостное хулиганство с применением оружия наказывается от 3 до 7 лет Указами Верховных Советов СССР и УССР от 1966 и 1967 годов соответственно.

Что же до мелкого хулиганства, то, как указывалось, с 10 августа 1940 года оно считалось уголовным преступлением. При этом на практике, после спада кампании 1940 года, мелкое хулиганство оказалось безнаказанным, так как уголовного наказания за сквернословие и т. п. не применялось, а административного не существовало.

19 декабря 1956 года был издан указ Президиума ВС РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство», в преамбуле которого говорилось: «В целях усиления борьбы с мелким хулиганством и учитывая, что ответственность за него законом не предусмотрена, вследствие чего часто остаются безнаказанными такие действия, как нарушение общественного порядка и спокойствия, проявление оскорбительного неуважения к гражданам, сквернословие и другие непристойные проступки, совершённые в общественном месте»…

«Декабрьский» указ вновь устанавливал административную ответственность за мелкое хулиганство и санкцию от 3 до 15 суток ареста (отчего появившихся суточников-хулиганов прозвали «декабристами»). Однако широкое распространение мелкого хулиганства привело к началу новой кампании борьбы с ним, сигналом к которой послужил указ Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 года «Об усилении ответственности за хулиганство». Указ устанавливал, что «мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания, наказываются арестом на срок от 10 до 15 суток или исправительными работами на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20 % заработка, или штрафом от 10 до 30 руб.»[18] Эта норма действовала вплоть до распада СССР.

НЭП, СССР

Previous post Next post
Up