Индийцы из неприкасаемых каст, работающие в американских технокомпаниях, рассказывают журналу VICE о том, как пытаются скрывать свои реальные личности, чтобы избежать кастовой дискриминации, которую считали делом прошлым
Когда в 2002 году в возрасте 21 года Майя, индийский программист, покинула Индию, то решила, что оставляет дома деспотическую кастовую систему.
Майя принадлежит к далитам [«угнетённые» - самоназвание людей из каст, которые в русском языке принято называть "неприкасаемые" / прим. перев.], которых раньше в индийской системе каст называли «неприкасаемые». Кастовая система управляла структурой индийского сообщества много веков. Согласно ей людей ранжируют при рождении, и ранг человека влияет на все аспекты его жизни, включая работу, брак и доступ к образованию.
Однако вскоре она узнала, что кастовая дискриминация не знает границ, и вот уже 18 лет она подвергается дискриминации со стороны брахманов, членов высшей касты, организовавших влиятельные клики со множеством крупнейших компаний Кремниевой долины. Чтобы получить работу, она скрывала свою личность и использовала вымышленные имена.
«Социальную изоляцию ощущаешь даже со стороны коллег. Они не хотят есть с тобой вместе, не улыбаются в ответ, не общаются подолгу, - рассказала нам Майя. - Если я использую своё настоящее имя, меня не приглашают на собеседования».
Десятилетиями эта молчаливая дискриминация не афишировалась, поскольку неприкасаемые опасались высказываться по этому поводу, боясь потерять работу или рабочую визу. Но в июне всё поменялось - впервые в истории США штат Калифорния подал в суд на Cisco Systems и двух её сотрудников, обвиняя частную компанию в кастовой дискриминации.
Истцом в данном иске выступил индийский неприкасаемый, обвинивший двух коллег, принадлежащих к высшей касте, в дискриминации путём изоляции от коллег и отказа в продвижении по службе.
В течение нескольких недель после объявления иска более 250 неприкасаемых из Google, Facebook, Microsoft, Apple, Netflix, и десятков иных компаний из Кремниевой долины, заявили о дискриминации, запугивании, остракизме и даже сексуальных домогательствах со стороны коллег-индийцев из высших каст, как следует из данных, предоставленных нам адвокатской группой Equality Labs.[Spoiler (click to open)]
От неприкасаемых работников из Facebook поступило 33 жалобы, из Google - 20 жалоб, из Microsoft - 18, из Cisco - 24, из Amazon - 14. Также зафиксированы жалобы от сотрудников Twitter, Dell, Netflix, Apple, Uber, Lyft и десятков других, более мелких компаний из Кремниевой долины, а также из нескольких компаний, не связанных с высокими технологиями.
«Думаю, что практически все технокомпании этому подвержены, - рассказал Тенможи Сундараджан, директор Equality Labs. - Думаю, что вся Долина напряжённо следит за исходом дела Cisco».
Заявления о распространении кастовой дискриминации по всей Кремниевой долине подкрепляются свидетельствами шести неприкасаемых, живущих в США, и рассказавших нам об их опыте дискриминации, тянущемся от самой американской системы образования и до наиболее значимых мировых компаний.
«Кастовая дискриминация существует во всех американских компаниях, где работают индийцы», - сказала Майя, которая, как и все остальные неприкасаемые, общавшиеся с нами, использует псевдоним, опасаясь, что если её настоящее имя и кастовая идентичность станет известной, это поставит под угрозу её работу и будущее.
Во многих технологических компаниях встречаются команды, целиком состоящие из индийцев, и там неприкасаемые часто подвергаются кастовой дискриминации, ограничивающей их возможности.
«Всё это похоже на мафию, - сказал Сундараджан. - Вы выступаете не против одного негодяя; вы идёте против целой сети, и именно это всё сильно усложняет, и именно поэтому людям так тяжело было делать заявления на эту тему».
И, судя по всему, компании, в которых всё это творится, мало что делают для взятия ситуации под контроль в плане чётких инструкций, направленных на решение кастовых проблем - или даже не осознают, насколько эта проблема распространена.
«В большинстве этих компаний отделы по работе с персоналом просто недостаточно культурно образованы в плане кастовых проблем, чтобы хотя бы принять факт наличия этих проблем», - сказал Сундараджан.
За последние несколько недель с Equality Labs связались уже 259 человек, стремясь поделиться своими историями, включая дискриминацию при найме, токсичную рабочую культуру, сексуальные домогательства, грязные намёки, связанные с кастами, понижение по службе и даже увольнения - и всё это исключительно из-за их статуса неприкасаемых и принадлежности начальства к высшим кастам.
Почти все компании проигнорировали наши запросы комментариев к этим жалобам. Microsoft, Uber и Netflix отказались давать комментарии под запись, а Dell, Cisco и Twitter дали общие ответы о стимулировании разнообразия и обработке жалоб - хотя ни один из ответов не относился к кастовой проблеме напрямую.
Индийцы в Америке
В Кремниевой долине доминируют преимущественно белые мужчины, особенно на должностях генеральных и исполнительных директоров. Однако в техноиндустрии индийцы заняли важную нишу, будучи умелыми инженерами и программистами.
Индийские мигранты в США обычно имеют высшее образование и медианный доход, в два раза превышающий средний. Они также заполняют важные ниши по навыкам в крупнейших американских компаниях.
Особенно явно это видно в Кремниевой долине, где индийская система образования с упором на технологии даёт постоянный приток высокообразованных работников. К примеру, более 70% виз H1-B, широко используемых компаниями Долины для найма иностранных специалистов - в 2019 году получили индийцы.
Сундар Пичаи, директор Google, и Сатья Наделла, глава Microsoft - индийские иммигранты, выходцы из касты брахманов, ставшие сегодня главами двух из наиболее влиятельных организаций в мире.
История индийской иммиграции выглядит, как история невероятного успеха. Однако проблема кастовой дискриминации по отношению к выходцам из низших каст, которую по большей части игнорируют, показывает, что укоренившаяся предвзятость никуда не делась, и годами заставляет жить десятки тысяч людей в страхе.
Укоренившаяся в культуре
В 1950 году Индия приняла конституцию и провозгласила кастовую дискриминацию незаконной. Одновременно было отброшено понятие неприкасаемых, и правительство развернуло программу конструктивных перемен, с тем, чтобы гарантировать членам низших каст возможность получения образования и фиксированную квоту на государственную службу.
Но, несмотря на эти попытки, кастовая дискриминация всё ещё свирепствует в Индии. Только на этой неделе толпа из более 10 человек избила неприкасаемого мужчину палками в южном индийском штате Карнатака только за то, что тот прикоснулся к мотороллеру человека из высшей касты.
Касты встроены в индийскую культуру, и давно уже предполагалось, что эта система мигрирует вместе с выходцами из Индии в другие страны.
«Если индийцы мигрируют в другие края Земли, кастовая система станет общемировой проблемой», - предсказал ещё в 1916 году Б.Р. Амбедкар, государственный деятель из неприкасаемых, глава движения за права человека и автор индийской конституции.
Более чем сто лет спустя это предсказание сбывается.
«Нет сомнений в том, что, переезжая в США, индусы привозят с собой свою культуру, и подавляющее их большинство принадлежит к высшим кастам. Только 1% из них - неприкасаемые», - рассказал нам Кевин Браун, профессор Юридической школы Морера при Индианском университете, который последние 25 лет посещает индию для изучения кастовой дискриминации. «Если индусы из высших каст распознают в них неприкасаемых, нет никаких сомнений, что они будут подвергаться дискриминации и здесь, в США».
Поскольку правительство США не различает касты при выдаче виз, надёжных цифр, говорящих о том, сколько из порядка 3 млн индийцев, живущих в США, относятся к неприкасаемым.
В индийской популяции неприкасаемых около 25%, но поскольку обычно у них нет таких возможностей по получению образования, как у индийцев из высших каст, количество неприкасаемых, прибывающих в США, гораздо ниже.
Но даже если бы неприкасаемые составляли всего 1% от всех индийцев, живущих в США - порядка 3 млн - получалось бы, что дискриминации подвергаются 30 000 неприкасаемых, что почти все они живут в страхе, скрывая свою кастовую идентичность, поскольку её раскрытие привело бы к притеснениям, увольнениям или социальной изоляции.
И если в Индии кастовая дискриминация вне закона, в США такой защиты не существует.
«Все эти группы индийцев из высших каст повязаны между собой, и все всех знают. Связи простираются между всеми компаниями», - рассказал нам Сэм, последние 12 лет работающий в технокомпаниях США, включая Cisco.
Однако инженеры из неприкасаемых сталкиваются с дискриминацией ещё до того, как попадут в Кремниевую долину.
«Кастеистский монстр»
В опросе, проведённом компанией Equality Labs в 2016 году, 40% учащихся из неприкасаемых сообщили о дискриминации в образовательных учреждениях США, и всего 3% членов высших каст сообщили о подобных случаях. С этим, к примеру, столкнулся и Суреш, приехавший из Индии в Фарго для изучения инженерных наук в Университете Северной Дакоты в 2012 году, когда там училось порядка 500 индийцев.
На одной из подработок Суреш услышал, как несколько индийских студентов оговаривали других индийцев из низших каст, используя жаргонные ругательные словечки.
«Я сказал одному из них: из-за такого кастеистского монстра, как ты, тормозится мировой прогресс. Настоящая проблема - это ты. Ты считаешь, что по праву рождения превосходишь других. Это ужасный образ мыслей».
Однако в итоге его индийские сокурсники стали его игнорировать и избегать.
Двое студентов из неприкасаемых, видевших этот инцидент, позже сказали Сурешу, что поддержали бы его, но боялись, что их заклеймят неприкасаемыми и вышвырнут из общежития, поскольку их соседи настаивали на том, чтобы жить только с представителями высших каст.
Суреш сказал, что он до сих пор переписывается с одним из этих неприкасаемых, работающим сейчас на Deloitte и до сих пор скрывающим своё происхождение из страха потерять работу.
«Ты вегетарианец?»
Сейчас Суреш работает в техноиндустрии в США, и хотя на своём рабочем месте с дискриминацией не сталкивался, он видел, насколько открыто индийцы могут говорить об этом в присутствии мало что понимающих американцев.
«Я видел, как сидящие на одном этаже с нами подрядчики IBM открыто говорят о кастах, открыто свысока общаются с низшими кастами, говорят о том, что такие люди не заслуживают того, чтобы находиться здесь, и вовсю пропагандируют свою кастовую идеологию».
Подобное поведение соответствует обвинениям, описанным в иске к Cisco тому, что другие неприкасаемые рассказали нам об атмосфере в американских технокомпаниях, где работают тесно связанные между собой группки индийцев из высших каст.
Кастовая дискриминация может принимать разные формы, как явные, так и неявные.
Майя говорит, что её босс на одной из работ, индиец из высшей касты, просто игнорировал её предложения на встречах, пока коллеги не начали это замечать.
Райна, живущая в США 15 лет, говорит, что её повышение на работе откладывали 5 лет, когда она работала с индийцами из высших каст. Когда она перевелась на другую работу, где индийцев не было, её повысили через четыре месяца.
Башкар, работающий на государственную компанию, говорит, что работает в техносекторе уже 20 лет, в основном в качестве подрядчика. За это время он посетил более 100 собеседований, и утверждает, что был только один случай, когда он получил работу в компании, где одним из интервьюеров был индиец.
Индийцы не будут спрашивать напрямую, из какой вы касты, поскольку это считается чрезмерной дискриминацией, но буду использовать обходные пути, чтобы определить ваше место в кастовой структуре.
«Иногда они могут спросить, вегетарианец ли ты? И если ты ответишь утвердительно, они спросят, вегетарианец ли ты по рождению или по выбору, а потом дойдут и до того, из какой ты деревни, поскольку иногда деревня выдаёт твою касту», - сказал Сэм.
Ещё один метод, как нам рассказали - похлопать по спине, чтобы узнать, носит ли человек «джану», священную белую нитку, которую обычно носят представители высших каст.
Также индийцы из высших каст проводят исследование учётных записей человека в соцсетях, чтобы определить религиозные взгляды или диету кандидата.
Ситуация ухудшается
Хотя опыт дискриминации собеседники редакции описывают по-разному, все они сходятся в одном: ситуация с кастовой дискриминацией в Кремниевой долине - и в целом в США - ухудшается, а не улучшается.
«Она ухудшается, - сказала Майя. - Особенно с усилением правого правительства в Индии и США сторонники кастового превосходства осмелели».
Некоторые обвиняют сеющую распри политику индусского национализма Нарендра Моди, которая вкупе с популизмом Дональда Трампа в США создала благоприятную для процветания дискриминации атмосферу.
«Моди подталкивает Индию в сторону индуистской нации, - сказал Браун. - Он проталкивает индусские верования, одним из аспектов которых является неприкасаемость. Индия начинает принимать индуистские традиции, которые по определению ведут к дискриминации неприкасаемых благодаря истории индуизма».
Связь между национализмами Моди и Трампа явно прослеживалась в прошлом году, когда на редком митинге в честь иностранного лидера президент США описал Моди, как «одного из величайших, преданных и лояльных друзей Америки».
Иронично, что в 2014 году именно неприкасаемые помогли Моди стать главой страны, но во время его правления их положение ухудшилось. Согласно неприкасаемым, живущим в США, это же самое испытывает сообщество индийских мигрантов.
И теперь неприкасаемые беспокоятся о том, что для следующего поколения ситуация не изменится.
«Ситуация реально ухудшилась, и я беспокоюсь за свою дочь, - говорит Райна, жалея о том, что не может позволить своей дочке играть с детьми других индийцев, боясь, что те семьи начнут расспрашивать её о её касте.
»С моей изоляцией я справлюсь, - сказала Райна. - Я могу сосредоточиться на чём-то другом. Но я не знаю, как отвечать на вопросы четырёхлетнего ребёнка".