Геополитический противник устраивает нам мозгомойку, как в Перестройку
Jun 10, 2019 12:27
Наглядное расхождение мнений представленным и продвигаемых на Хабре. https://habr.com/ru/post/454670/ - это отличный сериал[А что же там отличного?] - я опасался двух вещей - «клюквы» и намеренно тенденциозной подачи материала в угоду политическому моменту - построения в стиле «кровавая гебня под пулеметами гонит одних людей в реактор, а других на первомайскую демонстрацию, но всех на верную смерть» могут показаться правдоподобными - дальше идеологии стало больше, а в финале ради желания рассказать хорошую и правильную притчу начали прямо искажать исторические факты - , вряд ли стоило изображать сопровождающего солдата - мгновенно появляющиеся кровоточащие язвы - уже передраматизация, не имеющая отношения к реальности. - в фильме вообще не отображен героизм персонала, работавшего в машинном зале под руководством Разима Давлетбаева - Фальшивой нотой звучит сцена с Паламарчуком, несущим обожженного Шашенка , который, чтобы помочь отправленным на разведку стажерам, просто кладет раненого товарища у стенки. - Вызывает уважение внимание создателей сериала к деталям. - АЭС, где шли съемки, выглядит слишком облезлой для работающей, но это уже мелочи - Появляется первый вымышленный персонаж - я бы хотел увидеть именно то, что расследование потребовало усилий множества специалистов, - Реальный Легасов узнал об аварии в других условиях, но в целом это не так важно - Да, это упрощение реальной ситуации и взаимодействия людей, но, на мой взгляд, - И сцена с Щербиной,.., не особо реалистична, но вызывает настоящее восхищение - В реальности катастрофа вертолета произошла спустя полгода, но это опять же воспринимается как мелочи. - Отдельный острый вопрос касается эвакуации. Неоднократно раздавались обвинения в том, что ее провели поздно. Но это ясно нам сейчас, в условиях послезнания - если здесь и есть излишняя драматизация, то к ней нельзя придраться - здесь уровень начинает падать. Павел из отряда по ликвидации показан излишне субтильным, ему только скрипочки не хватает. - И в истории Людмилы Игнатенко есть одно неприятное изменение. .... необязательно истина. А в фильме оно подается как мнение врачей. - финальная серия максимально далеко уходит от реальной истории. - вымышленный глава КГБ все-таки становится упырем и в традициях Оруэлла обещает Легасову несуществование - Увы, создатели уходят в сторону от реальной истории и начинают рассказывать собственную притчу - А вот «мост смерти» не имеет надежных доказательств.
Редкий случай когда Хабр не заминусовал одекватные мнения
На сцене с министром угольной промышленности, который лично приходит к выходящим из забоя шахтёрам в отглаженном костюмчике и в сопровождении двух автоматчиков, а шахтёры ему отвечают «На всех патронов не хватит!», я окончательно понял, что это комедия. tomlib[Spoiler (click to open)]5 июня 2019 в 08:52 +34
Серьёзно? Вам не хватило сцены во второй серии, где курировший энергетику в стране чиновник угрожает не кому попало, а известному академику жестокой смертью, если тот не процитирует ему несколько фактов из школьного курса физики?
Почему-то все говорят, что сериал прославляет героизм, но я этого не увидел. Почти все персонажи на экране действуют под дулом автомата или за деньги. Главного инженера к реактору ведёт солдат, оба получают смертельные дозы облучения. В реальности он туда сбегал сам. Дятлов угрожает и заставляет бегать по ЧАЭС выполнять его поручения - в реальности он и сам успел неплохо облучиться, а не трусливо сбежал в бункер при первой возможности. Ну и он не один считал, что реактор в порядке - в комнате управления реактором взрыв чего-то другого был основной версией.
Типичным образом для клюквы всё население СССР делится на злобных угнетателей и наивных жертв угнетения. Везде агенты и прослушка, а обычные люди всегда против этого зловредного влияния «сверху». Даже литературу члену государственной комиссии дают с большой неохотой - неизвестно откуда появляется непонятный персонаж и разрешает только одну книгу из списка. В реальности этим занимался бы какой-нибудь первый отдел или спецхран. Затем применяется наиглупейший штамп в сюжете - выдранные страницы. Его применяли так часто, что набил оскомину.
При эвакуации солдат пристрелил корову у местной жительницы. Обратите внимание: корова не издаёт звуков ни при дойке, ни при смерти, чтобы не разгневать защитников животных. Атмосфера создана такая, будто солдат был готов пристрелить эту старушку. В реальности такой настойчивости не было, некоторые до сих пор живут в зоне отчуждения.
У Хомюк нет ни единого недостатка. Она моментально решает все проблемы с завидной эффективностью и всегда понимает, что происходит. За минуту экранного времени она узнаёт, где случилась авария. Чиновник, которому она жалуется, - омерзительный хряк с заплывшей жиром рожей, он ей не верит. Затем Хомюк зачем-то выдаёт йод секретарше. Больше в сериале никому йод она не даёт. Зачем создан этот момент кроме того, как показать, какая Хомюк умница? У неё чемодан таблеток йода, которые она всем окружающим раздаёт?
Некоторые моменты просто античеловечны. К примеру, грузин в речи сравнивает убийство человека с охотой на животных. Он прямым текстом заявляет, что пристрелить животное - это так же травмирующе, как и лишить жизни человека. Я хотел влупить ему по морде за такие слова. Затем он зачем-то тратит по целому патрону за каждого из щенков.
Ничего дурного в контроле популяции нет, кстати. В Сети есть фотографии, но я приводить здесь их не буду: при событиях на Фукусимской АЭС после эвакуации домашние животные начали есть друг друга - а не кур, как говорят в сериале. В реальности животным, щенкам особенно, угрожала смерть если не от радиационного загрязнения, то как минимум от голода и холода.
Развесистая клюква - это не столько неграмотные надписи на стенах и не хлещущие водку персонажи. Это действия людей и сам сюжет. Из-за пластиковых окон или похожей на выставку советской техники квартиры Легасова я не переживал абсолютно. Это атрибутика, она на сюжет не влияет.
Наиболее сильные моменты - это повторения документальной хроники и вставки реальных аудиозаписей происшествий. Как только сериал пытается отходить от них (к примеру, у «биоробота» зачем-то застряла нога в графите), получается пафосная ерунда.
В сериале не хватает людей до такой степени, что ни у одного исторического персонажа (кроме пожарного) нет второй половинки или детей. Усилия по ликвидации ЧАЭС - это уникальная технологическая операция, сравнимая по масштабам событий с небольшой войной, а по оригинальности проблем - с первым космическим полётом. Если хотелось снять небольшую драму, то нужно было фокусироваться, например, на жизни одного ликвидатора.
[и еще]Смысл её монолога (да и нескольких других в сериале - к примеру, монолог Щербины перед водолазами) сводится к тому, что народы СССР натерпелись всяких бед от революций до войн, и для них авария на ЧАЭС - это просто ещё одна мелкая проблема. В мифологии развесистой клюквы Западного восприятия жизни за «железным занавесом» обычные люди внутри СССР - глубоко несчастные и забитые судьбой люди. Живётся им несчастливо, нужно им сочувствовать.
А то, что такого не было, и многие тогда остались там жить (не в Припяти или Чернобыле, а в селах) - это всем известно. Фильм то художественный. Не документальный.
Утверждение «фильм - художественный» не является индульгенцией от критики. Даже художественный фильм должен адекватно передавать действия людей, а не пытаться развить глубоко отличающуюся от реальности картину мира.
Представьте, что на тонущем «Титанике» было бы изображено всё так, будто экипаж корабля намеренно не подпускал ни одного пассажира к шлюпкам, а любую проблему со стабильностью корабля отрицал. Тогда историческую достоверность можно было бы критиковать. А если в 1997 году считалось, что переломился «Титаник» выше поверхности воды, до ругать Кэмерона не за что - теория про перелом корабля под водой появилась куда позже.
Вернёмся к нашим коровам. Солдат настаивает на выселении. Он ведёт себя грубо, формирует слова не просьбами, а приказами, короткими предложениями. Ни разу в его речи не звучит слово «please» - в английском языке в побудительных предложениях оно полуобязательно. Он разбрасывает личные вещи у старушки, выливает молоко, которое она выдаивает из коровы (кстати, это неплохая идея, учитывая заражение местности). Солдат говорит старушке, чтобы она не создавала ему проблем, даёт ей последние предупреждение. Затем он выхватывает пистолет и резко стреляет в корову. На секунду могло показаться, что он был готов застрелить старушку.
Вряд ли хоть один солдат мог себе позволить даже нахамить гражданскому населению, да ещё и женщине - не говоря уже об уничтожении скота и угрозе оружием. И проблема правдоподобности касается не только сцены с выселением - это не исключение, а правило. Сериал выстраивает факты так, чтобы дать нужную картину мира.
Проблема сценария сериала - это то, что он никогда не коверкает легкодоступные факты. Но во всех остальных случаях, когда можно сделать художественное отступление, создаётся атмосфера возможности таких действий, которые были невозможны в принципе. И если хочется опровергнуть, что выдуманная сцена выглядит нереалистично, архивные записи не помогут.
Простой пример. В сериале в 1987 году у Щербины глубокая форма рака - на этом свете жить ему осталось не больше года, говорит персонаж, харкая кровью. Причина смерти реального Щербины не указывалась. Проверить и опровергнуть этот факт невозможно, поэтому авторам сценария это сходит с рук. Правда, реальный Щербина прожил ещё три года и руководил устранением крупного землетрясения в Армении в 1988 году. Вряд ли больной раком мог бы продолжать настолько активную деятельность.
В сцене после титров последней серии сериал утверждает, что СССР никогда не признавал больше, чем 31 смерть от ЧАЭС, а на самом деле якобы умерли от 4 до 96 тысяч. То есть якобы эти советы всё равно всё замалчивают из-за своей глупой национальной гордости. Но 31 человек - это зарегистрированные смерти в первые месяцы. Из них 28 - пожарные, которые часто погибают при катастрофах. Для сравнения: при атаках 11 сентября пожарных погибло 343 человека. Позднее официальные числа выросли до 50-200, а сам СССР просто развалился на куски через пять лет после аварии на ЧАЭС. Поэтому утверждение «СССР никогда не публиковал число погибших выше 31 человека» корректно. 4 тысячи смертей от катастрофы - это данные ВОЗ, и их критикуют, поскольку это статистический прогноз увеличения смертности, и его корректность зависит от метода подсчёта. И это всё равно верхняя граница: звучит она как «до 4 тысяч человек».
То есть в легко проверяемых данных никто не солгал, и опровергать нечего. Всё почти верно. Вопрос в подаче фактов и подразуемеваемом.
Фактоид про мост смерти, на котором погибли все стоявшие, заставил меня закатить глаза. Это журналистсткий миф. Отследить, кто там вообще был в полвторго ночи и что с ними случилось, вообще невозможно.
Зачем было изображать одну из самых жутких страниц истории хуже, чем она была в реальности? Достаточно хотя бы замалчивания аварии перед остальной страной и миром - это можно критиковать хоть пять серий, хоть пять сезонов.
На фото: американский штата Невада; мать и дитя смотрят на ядерный гриб.
У меня стойкое ощущение дежавю. Всё те же темы для промывания мозга российскому населению, что и в Перестройку (которая, если кто запамятовал, закончилась катастрофой, причем, в первую очередь для русского народа, с демографическими, территориальными, экономическими потерями на уровне мировой войны).
Вот и "Чернобыль" опять выплыл. Хорошо, хоть не настоящий, а лишь пропагандистский англосаксонский сериал. Качество пропагандистского продукта за тридцать лет, конечно, выросло; вместо примитивной тупой брехни насчет "ста миллионов расстрелянных" - передергивание фактов, замалчивание одного, искажение другого, подмена третьего, вместе с обязательной смазкой из лжи, там, где она необходима. Однако, суть англосаконской пропаганды не изменилась, и ради нее и снимался сериал - это работа на раскол и стравливание разных слоев, групп и этносов советского/российского общества. Рядовые русские могут быть показаны положительно, но весь управляющий слой показывается несносными идиотами и злодеями, которые только умеют принуждать, и убивают подчиненных почем зря. Тут, конечно, и такие мемы, как "ки-джи-би", который стоит у каждого за спиной со взведенным курком, шахтеры которых гонят на подвиг под дулами автоматов, "голодомор" и прилагающийся к нему Сталин. А СССР/Россия, соответственно, вся такая отсталая - куда ей высокие технологии иметь. Высокие технологии - это у Запада; к нему и надо ползти за высокотехнологичной продукцией - в компании с Ботсваной и Нигерией. Он-то и решит, что вам производить (нефть, щетину или солому) и на сколько отдельных государств вас поделить... Собственно у нацистской геббельсовской пропаганды были те же схемы: "Товарищи красноармейцы! Грешно умирать за коммунистов и жи.ов! Сложите оружие или обратите его против тех, кто ведет вас на смерть. Если хотите радости свободы - слушайте нас! Идите к нам и будете освобождены от рабства! Избегайте напрасного кровопролития и спокойно переходите к немцам!"
А меж тем, сами американцы, англичане, французы спокойно проводили ядерные испытания на Тихом океане (Бикини, Эниветок и другие Маршалловы о-ва, французская Полинезия), в Южной Австралии (Маралинга) и Алжире, где проживающие там аборигены использовались в роли подопытных кроликов, и где жертвами радиоактивного излучения и радиационного заражения стали многие тысячи людей.
Безусловно, у англосаксонского сериала "Чернобыль" есть и конкретный коммерческий посыл: Не работайте-де с российским "Росатомом" (которому, кстати, принадлежит сейчас 67% мирового рынка строительства "АЭС"), покупайте самовары от "Вестингауз". Авось, глядя на "Чернобыль", забудется, что "Вестингауз" ответственен за фукусимское чудо долговременного радиоактивного заражения окружающей среды и вообще уже много лет в области строительства АЭС лежит на брюхе.
Само собой, Чернобыль, как и многое из того, что происходило во время Перестройки и незадолго до нее должно быть предметом тщательного рассмотрения. Причем, не только наших нормальных кинематографистов (а не прохиндеев вроде Лунгина и Учителя), но и компетентных органов. В частности, не были ли некоторые катастрофы того времени устроены нашими геополитическими противниками и их агентурой в нашей стране. К примеру, как сейчас становится известно, ЦРУ приложило руку к страшной аварии на советском газопроводе Уренгой - Сургут - Челябинск летом 1982 - благодаря "закладкам" в импортном ПО и дефектам на импортном оборудовании (Farewell Dossier). И могло ли быть простой случайностью, что за короткий промежуток времени, с декабря 1984 по декабрь 1985, с одним и тем же диагнозом "острая сердечная недостаточность" умирает четыре министра обороны стран Варшавского договора (советский - маршал Устинов, венгерский, восточногерманский, чехословацкий) - все они были заведомыми противниками Перестройки-Развала и опирались на мощный силовой ресурс.