Кризисы нэпа.

Oct 06, 2017 14:04

http://knigi.link/russia-history/krizisyi-nepa-30968.html

Первый кризис нэпа разразился в 1923-1924 годах и вошел в историю под названием «кризиса сбыта». Сельское хозяйство России к середине 1923 года достигло 70 % довоенного уровня, а промышленность была восстановлена всего на 39 %. В 1922-1923 годах вследствие хорошего урожая удалось преодолеть последствия голода, и цены на сельскохозяйственные продукты стали постепенно снижаться. Вырастает спрос на промышленные товары. К концу 1922 года в стране устанавливается довоенное соотношение цен. Затем цены на сельскохозяйственные продукты резко падают, а на промышленные взлетают. Немаловажную роль в этом процессе сыграли монополии. При поддержке некоторых большевистских лидеров с целью восстановления промышленности они завышали стоимость своей продукции. Образовались так называемые «ножницы цен». Промышленная продукция не находит спроса. Происходит затоваривание складов, заводы оказались без средств, а рабочие без зарплаты. Снижаются темпы промышленного производства. Рабочие стали выражать недовольство сложившимся положением, а в сельской местности происходят открытые выступления, например, в декабре 1923 года в Амурской области, в августе 1924 года в Грузии.[Spoiler (click to open)]
«Кризис сбыта», продолжавшийся весь 1923 год и начало 1924 года, спровоцировал очередную общепартийную дискуссию. Но в конечном итоге выход был найден в результате применения экономических мер: повышения закупочных цен на сельскохозяйственные товары и снижения стоимости промышленной продукции.
Вследствие кризиса сбыта с осени 1923 года был взят курс на приспособление индустриальных предприятий к рынку. Это означало опережающее развитие легкой промышленности. В 1924-1925 годах наблюдается быстрый рост текстильных, кожевенных, сахарных, пищевых предприятий. Тяжелая индустрия имела слабую загрузку. Была продолжена ее концентрация. В 1923 году значительно сократили число действующих предприятий тяжелой промышленности.
Большевики понимали, что проблемы России с их приходом к власти не исчезли. Страна по-прежнему оставалась аграрной. Как и в начале XX века, перед Россией стояла задача индустриализации, т. е. создание новых по тому времени высокотехничных отраслей промышленности. Это означало приоритетное развитие тяжелой индустрии. Экономическая отсталость, как считали большевики, являлась прямой угрозой их политической власти. Международная обстановка стала обостряться во второй половине 20-х годов. Казалось, что над Советской республикой нависла угроза новой интервенции. Отразить нападение более развитых в экономическом отношении буржуазных государств без создания мощного военно-промышленного комплекса не представлялось возможным. Кроме того, большевики объявили себя партией пролетариата. Однако в 1925 году рабочий класс составлял всего 5,4 млн чел. Развитие крупной промышленности позволило бы укрепить социальную опору власти большевиков в России.
Советское руководство поставило задачу перестройки промышленности, но до 1924 года программа развития тяжелой индустрии неоднократно пересматривалась в сторону уменьшения по причине нехватки средств и отсутствия спроса на ее продукцию. В 1924-1925 годы положение изменилось. На развитие тяжелой индустрии стали планомерно выделяться средства. 1925 год по темпам прироста промышленной продукции становится рекордным. Большую роль в этом сыграл назначенный 2 февраля 1924 года председателем ВСНХ СССР Ф.Э. Дзержинский. Он являлся горячим сторонником создания в России новых производств.
С 1923 года стали налаживать выпуск тракторов на Путиловском, Обуховском, Харьковском, Коломенском и других заводах. Заработал автомобильный завод в Москве. Но для развития новых производств не хватало оборудования. В 1924 году на Путиловском заводе собрали 2 трактора, а Московский завод АМО выпустил всего 10 грузовиков.
Решения XIV съезда ВКП(б), состоявшегося в декабре 1925 года, сыграли решающую роль в судьбе нэпа. Здесь был принят курс на индустриализацию. Руководствуясь решениями съезда, в 1925-1926 годы советское руководство наметило огромный экспорт хлеба для закупки промышленного оборудования. За 1926 год в стране построили 4 электростанции и запустили 7 шахт. Такое индустриальное развитие Н.И. Бухарин называл «черепашьим».
В первой половине 20-х годов прирост промышленной продукции шел высокими темпами: в 1921 году- 42,1 %, в 1923 году- 52,9 %, в 1925 году- 66,1 %. К 1925 году русская промышленность достигла довоенного уровня. Во второй половине 20-х годов резервы восстановительного периода были исчерпаны.
В 1927 году резко замедляются темпы прироста промышленной продукции (14,2 %). Нового скачка можно было достигнуть только за счет реконструкции предприятий, а это требовало огромных средств. Однако за период с 1925 по 1927 год советское правительство исчерпало свои валютные и зерновые резервы. Индустриальное развитие России зашло в тупик.
Еще одной проблемой стала безработица. В 1922 году на бирже труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, в 1923 году - 641 тыс., в 1924 году - 1240 тыс., в 1927-1928 годы более 2 млн.
За годы нэпа происходят серьезные изменения в деревне. Наблюдается быстрый рост середняцких и кулацких хозяйств, с другой стороны сокращается слой бедняков. В 20-е годы шла архаизация сельского хозяйства, его товарность постоянно снижается. К 1928 году в деревне проживало на 11 млн человек больше чем в 1913 году, а посевная площадь увеличилась всего на 9 %. Аграрное перенаселение приводило к дроблению земельных участков, следствием этого становится падение производительности труда и натурализация хозяйства.
Развитие крупного товарного производства сдерживала и налоговая политика правительства. Быстрый рост зажиточных хозяйств беспокоил большевиков. Экономическое укрепление кулачества приводило к увеличению его политического веса в деревне. Крепкие хозяева пользовались большим авторитетом на селе, они привлекали на свою сторону и середняков. Благодаря их поддержке кулаки стали активно проникать в Советы.
Советское правительство держало зажиточные слои деревни под постоянным налоговым прессом. Пытаясь от него уйти, кулаки дробили свои хозяйства, что отрицательно сказывалось на развитии товарности производства.
Низкая товарность в свою очередь приводила к занижению объемов основной статьи экспорта Советской России, а следовательно, и импорта столь необходимого для русской промышленности оборудования.
В декабре 1927 года разразился кризис хлебозаготовок. Крестьянство не хотело сдавать хлеб по старым ценам, кроме того, отсутствовали товарные эквиваленты для обмена на зерно. Начиная с XIV съезда ВКП(б) средства вкачивались в развитие тяжелой индустрии, что привело к замедлению роста легкой промышленности, продукцию которой потребляла деревня. В стране увеличивался товарный дефицит.
К 1927 году советское правительство утратило возможность экономического маневра, так как исчерпало валютные и зерновые запасы страны на закупку оборудования. Угроза нехватки продовольствия нависла над городами и армией. Можно было справиться с трудностями, резко сократив экспорт хлеба, открыв секретный мобилизационный запас продовольствия, подготовленный на случай войны, а также прибегнуть к закупкам зерна за рубежом. Вместо этого в январе 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) единогласно проголосовало за применение чрезвычайных мер при хлебозаготовках. По стране покатилась первая волна «черезвычайщины». Появились особые «тройки», сосредоточившие в своих руках всю власть на местах, ввели упрощенную процедуру суда, стали организовывать Комсоды (комитеты содействия) из представителей сельского люмпен-пролетариата, особая роль отводилась отрядам ОГПУ, помогавшим силой изымать хлеб. На места направились высокопоставленные партийные работники с диктаторскими полномочиями. Сталин совершил поездку в Сибирь, Молотов в Поволжье, Каганович на Украину.
Крестьяне крайне негативно восприняли силовой нажим, оказанный на них государством. Неспокойно было и в городах, где вновь ввели карточную систему распределения продуктов. Необходимо было объяснить народу, куда делся хлеб. Большевики объявляют кризис хлебозаготовок «кулацкой стачкой».
Осложнилась ситуация и в высшем руководстве страны. Часть большевиков опасались, что чрезвычайные меры станут постоянной политикой государства. С 1928 года раскручивается очередной виток внутрипартийной борьбы.
Апрельский 1928 года Пленум ЦК ВКП(б) отменил чрезвычайные меры. Несмотря на это решение в конце апреля на места ушла директива об усилении нажима на крестьян. Этот приказ был спровоцирован известием о гибели озимых на Украине и Северном Кавказе. Деревню накрыла вторая и более опасная волна «черезвычайщины». Напряжение достигает своего пика в мае - июне 1928 года. Крестьянство сплотилось в борьбе с нажимом государства. Глухое недовольство переходит в открытые выступления, например в Кабарде и Семипалатинской области. Напряжение нарастает и в городах. Серьезная вспышка недовольства произошла в Новониколаеве, в Ленинграде толпа разгромила биржу труда. Заволновалась и армия после того, как солдаты стали получать тревожные письма из дома. Страна оказалась на грани Гражданской войны.
В этой обстановке верх берут сторонники применения экономических мер по выходу из кризиса. Поднимаются закупочные цены на хлеб, урезается экспортная программа, стали секретно открывать мобилизационные запасы, и наконец, в июне СССР закупил зерно за границей, что вызвало сенсацию на мировом рынке. Победу сторонников развития нэпа закрепил июльский 1928 года пленум ЦК ВКП(б), который останавливает применение чрезвычайных мер. Но этот успех оказался временным.
Кризис 1927-1928 годов поставил советскую республику перед выбором. Страна могла пойти по пути дальнейшего углубления нэпа, что означало сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства. Однако слишком много причин как внутреннего, так и международного порядка толкали большевистское руководство к другим решениям. 1929 год становится решающим в дальнейшей судьбе советского государства, не даром он вошел в историю нашего Отечества под именем «года великого перелома».

НЭП, историческое

Previous post Next post
Up