Об использовании бассейна в Шаббат

Jul 14, 2015 00:30


Originally published at Новости Израиля. You can comment here or there.

Последнее время в русскоязычном религиозном сегменте ФБ оживленно обсуждается вопрос возможности пользоваться  бассейном в Шаббат. Ниже я привожу мнения галахических авторитетов и факторы, которые необходимо учитывать, отвечая на этот вопрос.

Прежде всего нужно правильно определить проблему: можно ли в принципе плавать в Шаббат, можно ли плавать в Шаббат в бассейне, существует ли опасность нарушить те или иные запреты Шабата, и если да, то какие, и последнее - есть ли разница между бассейном в доме (во дворе или внутри дома), и общественным бассейном?

Плаванье не включено в один из 39 видов запрещенных работ в Шаббат (Шульхан Арух, Орах Хаим 326, 7). Вместе с тем, Тора указывает нашим галахическим авторитетам, сделать дополнительные устрожения, связаннее с Шаббатом, как сказано, (ВАИКРА 18, 30) «Соблюдайте же закон Мой, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, дабы вы не осквернялись ими. Я Г-сподь, Б-г ваш». Рамбам в («Законах о бунтовщиках»  раздел 1) , определяет нашу обязанность слушать и исполнять постановления мудрецов (здесь не место входить в дискуссии кто в наше время считается галахическим авторитетом и мудрецом Торы и каждый это оставляет на своё усмотрении в соответствии с его мировоззрением). Таким образом, среди дополнительных запретов связанных с Шаббатом, галахические авторитеты не видят реальной возможности пользоваться бассейном в Шаббат.

Сначала разберем случай домашнего бассейна. Тут есть несколько опасений. Прежде всего, это мокрая одежда (плавки или купальник), которая связанна с запретами выжимания и стирки. Помимо этого, существует серьезная проблема с отжиманием или выжиманием волос и полотенца, которым вытираются после бассейна (Мишна Брура 326, 21),  может возникнуть так же проблема переноса полотенца в случае отсутствия эрува (Маариль, 139). Если вокруг бассейна есть трава, то так же существует опасность полива травы, что является нарушением запрета Торы.

И несмотря на то, что Рамбам в Законах о Шаббате (33,5) а вслед за ним Шульхан Арух,(Орах Хаим 339, 2)разрешают  плавать в бассейне во дворе дома, имеется ввиду, что плавающие будут полностью обнажены (без всякой одежды) а это уже создает новые проблемы связанные с вопросами скромности.

Существует еще один фактор, который надо учитывать и связан он с тем, что плаванье, ассоциируется с будничными занятиями, поэтому пользование бассейном в шаббат подпадает под еще одно устрожение мудрецов, называемое «увдин дехоль» и об э том пишет автор «Шмират Шаббат Кеилхата (14\12).

Относительно общественных бассейнов добавляются помимо вышеизложенных еще несколько дополнительных фактов. Вопрос оплаты- деньги или кредитная карточка являются мукце в Шаббат, в случае заранее оплаченного абонемента, сам абонемент тоже является мукце. Кроме того, любой бассейн вне зависимости от дней недели обслуживают какое- то количество людей, в Шаббат это связано с работой евреев и её оплатой  в Шаббат (понятно, что запрещено), в случае если все сотрудники бассейна чудесным образом оказываются неевреями, тут тоже не все так просто и однозначно.  Естественно купаться обнаженными никто в общественном бассейне не позволит , для него актуально все вышесказанное для домашнего бассейна.  Кстати, без связи   Шаббатом существует галахическая проблема совместного купания в бассейне ( и не только) мужчин и женщин.

Поэтому, если даже теоретически само плаванье в бассейне и не является само по себе проблематичным, все, что связанно с  ним, настолько сложно не нарушить, (и в данном случае не имеет значение, будет ли это нарушением запрета Торы или постановления мудрецов) , что человеку , которому важно соблюдение Шаббата в соответствии с нормами ортодоксальной галахи, стоит от этого воздержаться.

Поскольку в эти дни ( до 26 июля включительно) мы находимся в период, называемый «бейн амецарим» (особенно начиная с наступления месяца ав в пятницу 17 июля) в рамках нашей скорби о разрушении Храмов, а так же остальных отрицательных событий произошедших с нашим народом в эти дни, и в будни рекомендуется воздерживаться от посещения бассейна (если речь идет не о профессиональных спортсменах или людей, кому прописана гидротерапия).

Ашер Рохбергер.

О душе еврейской

Previous post Next post
Up