Опять схлестнулись "почвенники" и "западники".
Первые кричат "С Запада над опять заразу и блуд присылают", "День св.Валентина - это путь к разврату", "Запретить 14 февраля, да здравствует День Петра и Февронии"...
Вторые - плечами пожимают "Что взять с юродивых..."
Хочется разобраться.
История дня св.Валентина
Википедия указывает:
"История праздника
дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима. Луперкалии - фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк - одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 14 февраля."
Очень интересная ситуация - как можно манипулировать общественным мнением через "независимый, свободный источник информации". Всё очень просто: мелкие неточности, правильно подобранные термины и эпитеты - и дело сделано...
Ссылка на "эротический фестиваль Juno Februata " находится не у античного певца любви и эротизма Овидия, а у Английского священника Альбана Батлера (Alban Butler, 1710 - 1773), жившего в XVIII веке и написавшем жития святых The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints ("Butler's Lives"). В этих житиях Alban Butler и представил романские Lupercalia, как фестиваль
Juno Februata.
Далее, в статье про
Луперкалии читаем, что этот праздник посвящается или Волчице (Lupa), выкормившей будущих основателей Рима Ромула и Рема, или в честь бога Фавна (Луперк - одно из его прозвищ), покровителя стад, но отмечался он 15 февраля.
И в этой же статье - "За день до Луперкалий (т.е. 14 февраля) отмечался праздник Римской богини брака, материнства и женщин Юноны". Уже мягче.
А в английской версии
Lupercalia - вообще отсутствуют ссылки на Юнону.
Что значила Юнона в римской мифологии? Читаем:
Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Праздник в честь Юноны (матроналии, matronalia) отмечался (внимание!) 1 марта и совпадал, между прочим, с началом Нового Года. В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось.
Было бы странно связывать эротическую вакханалию с элементами садомазохизма с этой богиней. Но в политических целях борьбы с язычниками это сделали в XVIII веке, делают и сейчас.
О святых Петре и Февронии
Для начала ссылка на текст
легенды.
Очень интересный и критический анализ этой легенды приведен у академика Д.С.Лихачева
(Лихачев Д.С. Великое наследие.
Классические произведения литературы Древней Руси.) На самом деле, как можно было иначе написать (придумать) в XVI веке легенду, как не взяв за основу иностранную "сказку".
На самом деле, Ермолай Прегрешный (или как его ещё называют Ермолай-Еразм), уроженец Пскова мог легко услышать и даже к тому времени прочитать какой-либо из вариантов легенды о Тристане и Изольде. А когда, выражаясь современным языком, Ермолаю заказали провести PR-компанию для вновь назначенных святых, иностранная сказочка и пришлась впору.
Кроме того, очень интересно внимательно вчитываться в первоисточник. Так в легенде Феврония (заметим, образец православия), на просьбу немощного проказой князя вылечить его, отвечает: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».
Вот такая интересная христианская мораль. Возлюби ближнего своего в действии...