"Волшебная гора" Томаса Манна - роман о времени

May 31, 2011 14:18

Даже не смела поверить, что успею дочитать-долистать этот героический труд из 800 страниц. Вообще, меня в этом году как-то тянет на крупную форму.

Роман Нобелевского лауреата Т.Манна "Волшебная гора" был написан в 1924 году. Прочитать его я решилась после новогодней эпопеи с 1001 книг, обязательных к прочтению. Я все еще надеюсь написать об этом, поэтому пока что не буду останавливаться на них подробно.
С первых же страниц, когда я поняла, что речь идет о туберкулезном пансионате у меня возникла (как выяснилось впоследствии, все же ошибочная) ассоциация с Ремарком. И в голове достаточно четко звучало "Ваш Ремарк четко сосет". Но нет. Они просто разные. Ремарк - до безобразия прост. Манн - до безобразия сложен и философичен, как все немецкое, что я не люблю.
По большому счету, я не люблю немецкую литературу и виню в этом нашего преподавателя А.Фурсенко. После нее я не смогу без содрогания посмотреть на Гете и всех, кто из него вышел.
На этом можно было бы и закончить, но "Волшебная гора" - роман о времени (говорил сам Манн) и о пространстве (добавлю я).
Поэтому из всех умных мыслей, которые я честно пролистала, я выбрала себе лишь некоторые, которые напоминают мне о моих странствованиях и переживаниях пространственно-временных хронотопов. Меня всегда удивляло, как много может сделать одна поездка с человеком. А что это? Одновременное передвижение в пространстве и во времени. А что такое время? Почему оно когда-то бежит, а когда-то останавливается? И какое пространство может излечить?
Об этом же и говорит Томас Манн .

На этом можно было бы и закончить, но мне жаль упустить из виду все то, что я пролистала и была не в состоянии понять.
Именно поэтому, я обратилась к (о!) "Словарю культуры ХХ века" В. Руднева, почитала школьное сочинение о литературном своеобразии романа, а также некие отзывы в Интернете (поубивала бы) .

Не буду пересказывать все мысли Руднева. Процитирую лишь ту, которая касается времени:
"В начале ХХ в. интерес к философской проблеме природы времени был огромным и разнообразным. И хотя в романе не называются ни Альберт Эйнштейн, ни Анри Бергсон, ни Эдмунд Гуссерль, ни Фрэнсис Брэдли, ни Джон МакТаггарт - все эти мыслители, так или иначе, анонимно присутствуют в рассуждениях Ганса Касторпа о времени, которое то отождествляется с пространством в духе общей теории относительности, то, наоборот, интерпретируется как сугубо внутренний феномен сознания (в духе Гуссерля и Бергсона), недоступный количественному анализу. Можно сказать, что в В. г. мифологическое циклическое время обряда инициации переплетается со становящимся линейным временем романа воспитания. Так или иначе, Ганс Касторп прошел семилетнюю инициацию и вернулся на равнину зрелым мужчиной, правда, не для совершения брака, как это предполагается после инициации, а для возможной гибели на войне, но такова уж новая мифологическая логика столетия, только начинающего показывать свои «страшные зубы»".

(параллельно два вывода, которые я сделала - 1) я по прежнему не умею искать литературоведческие работы в интернете, 2) из меня, кажется, растет графоман).

И на этом, пожалуй, уже стоит закончить.

Книги 2011, Движение, Возвращение, Время

Previous post Next post
Up