Sep 18, 2011 21:47
ДЕЛО ТОМСКИХ ГЕОЛОГОВ
ИЛИ КОМУ МЕШАЮТ ЗАПАСЫ БАКЧАРА!?
Одновременно с дальнейшим развитием нефтяной и газовой отраслей промышленности, являющихся основными источниками пополнения бюджета Томской области в течение последних пяти лет начаты геологоразведочные работы на Бакчарском железорудном месторождении, открытом, но недоразведанном еще в середине прошлого столетия при поисковых работах на нефть и газ.
Ровно четыре года назад в сентябре 2007 года на Сочинском международном инвестиционном форуме в «счастливую двадцатку» проектов, отобранных Министерством экономического развития РФ из нескольких тысяч предложений со всех регионов России для первоочередного финансирования инфраструктуры при его реализации за счет существующего тогда инвестфонда по принципу частно-государственного партнерства вошел проект «Бакчарская сталь».
Инициаторами этого проекта выступили участники созданной более 10 лет назад Томской горнодобывающей компании и его специализированного предприятия ООО «Том ГДК руда», а также инвестиционная компания ООО «Метрополь», которой администрация Томской области продала за 55 млн. рублей подаренную ей недропользователем 51% долю в уставном капитале
Согласно предварительным расчетам томских, новосибирских и петербургских горных инженеров, подтвержденным затем авторитетными зарубежными экспертами, только на одном небольшом, но наиболее продуктивном участке этого крупнейшего месторождения имеется возможность организовать промышленную добычу и глубокую переработку от 10-30 до 60-90 млн. тонн железной руды ежегодно.
Создание такого принципиально нового горно-металлургического комплекса предусматривает только на основных добывающих и перерабатывающих производствах создать более 90 тыс. новых рабочих мест, а с учетом транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры это количество может быть удвоено и даже утроено.
За счет различных источников финансирования, включая субвенции областного и федерального бюджета, собственные и заемные средства недропользователя ООО НПО «Том ГДК руда» на двух участках этого уникального по запасам, но недоизученного геолого-экономического объекта были пробурены около четырех десятков новых поисково-оценочных скважин, выполнен полный комплекс лабораторно-аналитических исследований и технолого-металлургических испытаний.
В том числе с использованием принципиально новых, по настоящему инновационных технологий СГД (скважинная гидродобыча) были добыты две полупромышленные пробы железной руды в объеме 1000 тонн и 700 тонн, подтвердившие принципиальную возможность разработки и добычи бакчарской руды этим перспективным методом, отличающимся значительно меньшими начальными затратами при обустройстве и минимальным воздействием на окружающую среду.
Не смотря на жесточайший финансовый дефицит в течение всего отведенного почти четырехлетним календарным графиком времени, запланированные госконтрактом геологоразведочные работы выполнены и получены результаты, полностью подтвердившие прогнозы томских геологов и ученых. Все работы закончены полностью в соответствии с геолого-техническим заданием и утвержденной проектно-сметной документацией, отчеты сданы в геологические фонды Томска и Москвы. Но по различным причинам запасы не поставлены на государственный баланс, соответственно, Бакчарскому проявлению пока не присвоен официальный статус месторождения.
Запасы и ресурсы основного лицензионного участка площадью 530 км2 посчитаны в авторском варианте (около 475 млн. тонн запасы категории С2 и около 17,4 млрд. тонн ресурсы категории Р1), получены качественные концентраты, окатыши, металлургические слитки чистейшего прямовосстановленного железа с полезными примесями ванадия, марганца, никеля, хрома, кобальта, целого ряда дефицитных редкометальных и редкоземельных элементов.
В июле 2010 года в результате проведенных в течение последних пяти лет геологоразведочных работ после подтверждения открытия крупнейшего Бакчарского железорудного месторождения по настойчивым предложениям инициаторов этого проекта совместно с руководством Томской области этот проект был включен в утвержденную правительством «Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года».
Каковы же сейчас состояние дел и дальнейшая судьба этого уникального геолого-экономического объекта, являющегося первоочередным фрагментом огромного Западно-Сибирского железорудного бассейна, который по своей промышленно-экономической значимости может быть сопоставим с нефтяным Самотлором, газовым Уренгоем, никелевым Норильском и золотой Олимпиадой, которые обеспечили основу социально-экономического развития Западной и Центральной Сибири!?.
После завершения основных полевых геологоразведочных работ на втором западном участке Бакчарского месторождения за счет госбюджетных средств в конце 2008 года, совпавшего с началам финансово-экономического кризиса среди областных и столичных чиновников появились странные и не очень продуманные прогнозы и умозаключения о том, что железная руда в ближайшие годы и десятилетия не будет иметь будущего и что вкладывать средства в освоение новых месторождений нецелесообразно.
Особенно активно эти выводы стали звучать на разных уровнях в процессе реализации других программ после признания города Томска одним из четырех регионов по развитию технико-экономических зон, где акценты стали смещаться от промышленно-производственных проектов в сторону инноваций и новых технологий. На волне инновационной эйфории появились даже заявления ответственных чиновников, что железо, сталь и металлопрокат - это вчерашний день и что их в ближайшее время заменят полимеры и наноматериалы.
Таким образом, практически оцененное, но до конца формально не узаконенное крупнейшее железорудное месторождение в географическом центре России с относительно развитой производственной, транспортной, энергетической инфраструктурой, которое могло бы решить огромное количество проблем существующих металлургических предприятий и дальнейшего социально-экономического развития восточной части страны, по- прежнему остается невостребованным. А на очередном Сочинском инвестиционном форуме вряд ли кто-то вспомнит об одном из самых перспективных проектов Томской области, который мог бы еще более укрепить промышленно - экономический потенциал Западной Сибири и России в целом.
При этом на действующие металлургические заводы Урала и Западной Сибири, на протяжении многих десятков лет испытывающие дефицит сырья, находящиеся всего в 600 -1600 километрах от одного из самых крупных месторождений России, продолжается доставка железной руды из западных регионов России на расстояния от 2-4 до 6 тыс. км, а значительная ее часть поставляется из дальнего и ближнего зарубежья (Казахстан, Австралия, Бразилия).
Это связано с огромными транспортными затратами и соответствующей высокой себестоимостью конечной металлопродукции, из-за чего российская сталелитейная промышленность на мировом рынке еще многие годы будет оставаться практически неконкурентноспособной. В том числе на крупнейшие нефтегазодобывающие объекты и магистральные трубопроводные стройки Сибири и Дальнего Востока дефицитные, дорогостоящие трубы продолжают поставляться из Японии, Китая и других мировых производителей.
Почему продолжается такая диспропорция в географическом расположении добывающих и металлургических предприятий востока России, почему нет заинтересованности в максимальном использовании крупнейших в мире запасов железорудного сырья, почему после практически повторного открытия крупнейшего Бакчарского месторождения и подтверждения его уникальных запасов они не принимаются на государственный баланс и его промышленному освоению не уделяется должного внимания ни со стороны региональных властей, ни со стороны государства!?
Одной из причин отказа в постановке запасов на государственный баланс было названо отсутствие разработанной и утвержденной методики определения кондиций для скважинной технологии добычи руды, которую должен составить один из отраслевых институтов Роснедра (например ВИМС -Всероссийский институт минерального сырья) по отдельной программе Роснедра с соответствующим госбюджетным финансированием.
Это первая, формальная и лишенная логического объяснения причина, так как сразу возникает закономерный вопрос, для чего проводили запланированные в Роснедра геологоразведочные работы с использованием новых инновационных технологий по изучению запасов железных руд, которые невозможно поставить на государственный баланс? Закономерно напрашивается ответ, что вначале необходимо было провести такие опытно-методические работы, а затем выполнять оценку запасов и ресурсов.
Второй, неофициальной, но реальной причиной неутверждения запасов Государственной комиссией (ГКЗ) являются странные действия со стороны УФСБ по Томской области, которые в работах по доизучению и освоению Бакчарского месторождения усмотрели попытку нанесения экономического ущерба интересам государства. В письме бывшего начальника УФСБ по ТО на имя председателя госкомиссии по запасам буквально так и сказано, что в Томской области руководитель ООО НПО «Том ГДК руда» Паровинчак М.С. пытается поставить на баланс запасы Бакчарского железорудного месторождения, чем он может нанести ущерб экономическим интересам России.
Разве можно придумать более абсурдное обвинение руководителю, инициатору и исполнителю этого уникального социально-экономического проекта, который для его реализации отдал последние 10 лет своей наиболее продуктивной трудовой деятельности в ущерб своей карьере, научной деятельности, личной жизни и рассчитывал на другую оценку своего труда со стороны руководства региона и государства!?.
Невозможно себе представить ситуацию, чтобы против первооткрывателей Самотлорского нефтяного или Уренгойского газового месторождения открывали уголовные дела и обвиняли их в нанесении ущерба экономических интересов России. Уголовными преступниками назвали бы именно тех, кто мешает доразведывать такие месторождения и вводить их в промышленно-экономический оборот региона. А в томских силовых органах видимо свои представления об экономических интересах региона и государства, если они не совпадают с интересами конкурирующих структур.
На протяжении более трех лет работа исполнителя госконтракта по Бакчарскому проекту ООО НПО «Том ГДК руда» и его руководителя Паровинчака М.С. сопровождалось бесконечными финансовыми проверками, ревизиями, допросами специалистов, руководителей ученых и чиновников самых различных рангов, начиная от многочисленных подрядных и субподрядных производственных предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций, до столичных институтов и министерств (ВИМС, Роснедра, ГКЗ).
Первоначально сотрудники УФСБ по Томской области аргументировали свои действия якобы обнаружением организованного преступного сообщества (ОПГ) с участием чиновников областной администрации, территориального управления Томскнедра и коммерческих структур Томской горнодобывающей компании, возглавляемых Паровинчаком М.С., которое якобы незаконным путем оформляло лицензии на месторождения, а затем продавало их и незаконную прибыль делило между собой, при этом не платило установленные налоги.
Когда в результате приведения многочисленных аргументов и фактов удалось доказать полную безосновательность существования как организованного преступного сообщества, так и фактического отсутствия самих месторождений, имеющих какую-либо коммерческую ценность из-за их недоразведанности, появились обвинения о якобы незаконной оплате невыполненных лабораторных работ третьим структурам, необоснованном завышении стоимости подрядных и субподрядных работ, незаконном присвоении Паровинчаком М.С. с использованием служебного положения различных сумм от нескольких миллионов до нескольких сотен тысяч рублей.
Первоначальные претензии начинались с 2,5 млн. рублей и в процессе следствия снизились до 261 тыс. рублей, за якобы завышенную амортизацию трех бытовых вагончиков, которые один из многочисленных подрядчиков не сумел завезти на объект работ из-за осеннего бездорожья, при этом в ущерб бытовым условиям своих рабочих все же выполнил объем договорных работ по госконтракту на Бакчарском месторождении, а съэкономленные средства использовал на другие неучтенные сметой нужды при проведении этих же работ.
В то же время исполнителем работ ООО НПО «Том ГДК руда» был выполнен объем геологоразведочных работ, по стоимости значительно превышающий утвержденную смету к госконтракту, о чем неоднократно упоминалось в официальных документах заказчика (Томскнедра, Роснедра, отраслевой институт МПР- ВИМС, независимые эксперты). В частности, только на геофизические (каротажные) и лабораторно-аналитические исследования дополнительно к смете оплачено более 2 млн. рублей, а всего объем дополнительных неучтенных проектом и сметой затрат, оплаченных из внебюджетных источников и подтвержденных соответствующими банковскими документами, составляет более 12,5 млн. рублей.
Незаконно обвиняемый Паровинчак М. С. отработал в Томской области более 38 лет, из них более 20 лет в нефтяной отрасли в нелегких северных условиях Стрежевого, участвовал в освоении около 15 новых нефтегазовых месторождений, является одним из инициаторов Газовой программы Томской области и основателей ОАО «Томскгазпром» и ООО «Востокгазпром». За весь трудовой стаж не имел ни одного случая не только уголовных, но и серьезных административных правонарушений.
За многолетний безупречный труд и активную жизненную и социально-общественную позицию имеет ведомственные, правительственные и государственные и общественные награды (в т. ч. медаль «За освоение недр Западно-Сибирского нефтегазового комплекса», медаль «За трудовое отличие», Почетное звание «Заслуженный геолог РФ» и несколько десятков общественных наград всероссийского и международного уровня.
Им опубликовано более 100 статей в научно-технических и общественно-публицистических журналах, газетах, научных сборниках, монографиях о высоком минерально-ресурсном и промышленно экономическом потенциале томского и сибирского региона, издано в соавторстве около 5 геолого-экономических карт, разработано и оформлено около 25 патентов на изобретения инновационного содержания.
Попытки доказать фискальным органам, что Паровинчак М.С. не только не увел из вышеназванного контракта ни одного рубля, но и вложил в него дополнительно сверх сметы более 12,5 млн. рублей собственных (заемных) денег, подтвержденных соответствующими платежными банковскими документами в течение более 3-х лет остаются безрезультатными. Якобы эти вложения не имеют к инкриминируемому обвинению никакого отношения, а вот необоснованная оплата амортизации трех бытовых вагончиков одному из многочисленных подрядчиков в сумме аж 261 тыс. рублей является серьезнейшим преступлением!?
Без реакции остались также письма и ходатайства руководству региона, которое не упускало возможности продекларировать на самых высоких уровнях свою приверженность и причастность предложенных Паровинчаком М.С. «золотых проектов» Томской области и с успехом реализовало так называемому инвестору 51% долю в уставном капитале инициатора и исполнителя бакчарского проекта ООО НПО «Том ГДК руда», которую ее руководитель безвозмездно передал области по договору дарения, а на просьбу помочь восстановить истину ответило, что коммерческими вопросами оно не занимается.
Практически безнадежными оказались и попытки найти справедливость и получить объективную оценку сложившейся ситуации в самых высоких инстанциях, включая ФСБ РФ, Генпрокуратуру России и администрацию президента, включая гаранта конституции, которые заканчивались бегом по классическому российскому кругу, то есть документы для принятия мер по прекращению необоснованного уголовного преследования возвращались тому, на кого отправлялись жалобы и ходатайства.
С учетом того, что прокуратурой Томской области все же было утверждено обвинительное заключение, не смотря на неоднократные возвращения материалов уголовного дела следователям ФСБ из-за отсутствия вины Паровинчака М.С., в том числе один из заместителей прокурора своим постановлением прямо и конкретно указал на отсутствие бесспорных доказательств его виновности, у него уже давно не осталось иллюзий по поводу справедливости и объективности томской правоохранительной системы.
По словам самого Паровинчака М.С. из всех предъявляемых ему обвинений вынужден безоговорочно признать только одно - вину перед своими сотрудниками за мизерную жалованье на протяжении многих лет, за их неподтвержденные надежды на меня и мои проекты, перед моими близкими за отсутствие в течение 10 лет нормальной зарплаты, выходных, отпусков, полноценной личной жизни, разочарование и сожаление о том, что долго и наивно продолжал верить в такие понятия, как интересы региона и государства, объективность и порядочность их руководителей.
Еще полтора года назад один из заместителей губернатора неоднократно заявлял в присутствии СМИ о том, что по важности и значению результатов бакчарского проекта для будущего Томской области один из его главных инициаторов Паровинчак М.С. заслуживает самой высокой государственной награды - как минимум, ордена «За заслуги перед Отечеством», а некоторые заместители руководителя региона могут рассчитывать и на самое высокое звание-Героя России.
В настоящее время Паровинчак М.С. мечтает только о том времени, когда закончится этот трехлетний марафон кошмара томского бизнеса, с которыми так много и неустанно борются областные и федеральные чиновники самых разных уровней, а высокие государственные награды пускай получают те силовики, которые считают честь своего мундира выше офицерской чести и при наличии огромного количества серьезнейших проблем в обеспечении безопасности государства считают возможным за счет рядовых налогоплательщиков заниматься бытовыми вагончиками на хозяйственных объектах.
Остается надеяться, что решение томского правосудия, где в настоящее время назначено уже девятое судебное заседание Ленинского районного суда, окажется не декларативным, а действительно объективным и справедливым. А также оно не даст повода для появления еще одного томского «узника совести», который на седьмом десятке жизни (именно в кабинетах томских следователей ФСБ он отметил в конце мая этого года свое 60-летие!) после 38 лет работы на так называемое благо Томской области и Сибири, вложив в частный бизнес все заработанное за все предыдущие годы, живя в арендованной квартире на пенсионное жалование, может уже в ближайшее время поменять почетное звание заслуженного геолога России на статус начинающего зэка.
При таком сценарии все наработки и результаты исследований еще на ближайшие 20-25 лет останутся невостребованными, а все заработанные инициатором этих проектов Паровинчаком М.С. достижения, изобретения, патенты, государственные и общественные награды ему придется прислать в Администрацию президента, так как применить их «в местах не столь отдаленных» вряд ли будет возможность.
А заодно успеть передать своим многочисленным ученикам, воспитанникам, последователям, включая своих двух геологов-сыновей и четырех внуков наставления и советы еще ближайшие 25 лет не заниматься частным бизнесом, не верить заверениям и обещаниям чиновников, не забивать себе голову различными абстрактными понятиями о приоритетных интересах области и страны и думать только о собственном благополучии.
Вся вышеописанная история протяженностью почти четыре десятка лет, к большому сожалению, подтверждает сказанное в последнем абзаце.