Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

Dec 17, 2014 12:18

Оригинал взят у far01 в Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом
В комментах спорят о этичности проведения параллелей между крысами и людьми, утверждают что были только мыши. Наделяют человека некими способностями противостоять  потребительским искушения и вырываться за красные флажки. Но далеко ли вырвешься на тарзанке... Всем, кому интересна социальная психология и поведенческие линии в обществе, будет интересно.

Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали райские условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество?



Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60-70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.

[Далее]




Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Целью эксперимента «Вселенная-25» был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов. Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.




Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее.




Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей.

Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.

Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая - фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.




Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».

Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.




Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» - это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь - простое животное, для него самые сложные поведенческие модели - это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа». После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».




Однажды Кэлхуна спросили о причинах появления группы грызунов «красивые». Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба - это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления - это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела.

Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25»? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…

image Click to view



Источник.


Скученность - путь в поведенческую клоаку

Влияние скученности (толпы) на наше поведение- это вопрос, интересующий психологов в течении десятилетий. Возможно,вы замечали,как изменяются ваши собственные эмоции и поведение в ситуации, когда вы оказываетесь в толпе или просто вокруг вас слишком много людей.Вы можете уйти в себя и постараться, чтобы вас не замечали; вы можете поискать возможности как то выбраться из толпы; или же вы можете почувствовать раздражение и даже агрессию.То, как вы реагируете на толпу,зависит от многих факторов.

[Далее]

Обратите внимание на то, что название обсуждаемой здесь статьи использует выражение плотность населения (скученность),а не толпа. Эти два понятия могут показаться весьма сходными,однако психологи их отчетливо разграничивают.

"Плотность" относится к количеству индивидов в каком то определенном пространстве. Если 20 человек занимают комнату 4*4 метра, эту комнату,вероятно можно рассматривать как очень перенаселенную(то есть здесь имеет место большая плотность населения).Однако понятие " толпа" относится к субъективному психологическому ощущению,которое создается количеством окружающих людей ( плотностью). Так,если вы будете пытаться сконцентрировать внимание на решении трудной задачи в комнате,в которой находится 20 человек,вы будете воспринимать их как большую толпу.И наоборот,если вы окажетесь в этой же комнате на вечеринке с 20 друзьями,скорее всего ощущения толпы у вас не будет.

Были проведены исследования, использующие экспериментальных животных.Одну серию самых ранних и самых классических опытов такого типа провел Джон Б.Калхаун в 1062 году. Калхаун создал условия,при которых группы белых крыс смогли так размножиться, что их популяция в 2 раза превысила численность зверьков,которую можно считать нормой для помещения 3*4 метра, и наблюдал их " социальное" поведение в течении 16 ти месяцев.

Вот некоторые результаты некоторых из крайних форм поведения,которые наблюдались.

1. Агрессия. Обычно в естественных условиях крысы-самцы дерутся с другими самцами за доминирующее положение в социальной иерархии.В этом исследовании тоже наблюдались драки среди наиболее агрессивных самцов. разница заключалась в том, что в отличие от происходящего в природных условиях для сохранения своего положения самцы должны были не просто драться,но драться часто; при этом во многих случаях в крисиных разборках принимали участие сразу несколько самцов. Тем не менее, по наблюдениям,самые сильные крысы из центральных отсеков характеризовались наиболее нормальным поведением. Однако даже у этих животных иногда наблюдались признаки паталогии,они как будто "сходили с ума": нападали на самок,крысят и менее активных самцов и у них появлялась склонность ,обычно не свойственная крысам,а именно кусать за хвосты других крыс.

2. Подчинение. В противоположность этой крайней агресии,другие гп=руппы крыс-самцов избегали драк за доминирование.Одна из таких групп состояла из самцов,наиболее здоровых с виду. Они были упитанными , и их мех был в хорошем состоянии,без обычных проплешин-результатов сражений. Однако в социальном смысле эти крысы были пораженцами. Они двигались по отсекам будто бы во сне или в состоянии гипнотического транса, игнорируя всех остальных крыс, а те, в свою очередь,игнорировали их. Этих самцов совершенно не интересовала сексуальная активность, они не делали никаких попыток сближения с самками,даже если у тех был период течки.
Другая группа самцов,наоборот,была слишком активна, и они постоянно стремились,незаметно для доминирующего самца,найти готовых к спариванию самок. Калхаун придумал для них термин " испытатели". Доминирующие самцы часто атаковали их, но " испытатели" никогда не были заинтересованы в драках за статус.Они были гиперсексуальны,и многие из них даже поедали себе подобных!

3. Сексуальные отклонения. Эти " испытатели" также отказывались принимать участие в нормальных для крыс ритуалах спаривания. Обычно крыса-самец преследует самку,пока она не скроется в свою нору. Затем самец терпеливо ждет и даже " танцует" особый танец ухаживания перед входом в нору самки. В конце концов самка выходит, и происходит спаривание. В эксперименте этот ритуал соблюдался большинством сексуально активных самцов, за исключением "испытателей". Они совершенно отказывались ждать и следовали за самкой прямо в ее нору. Иногда в гнездах, устроенных самками в норе, были крысята,которые не выживали, и позднее именно здесь обнаружилось, что " испытатели" становились " пожирателями себе подобных".
Другая группа крыс-самцов получила название "пансексуалы",потому что пытались спариваться со всеми крысами без разбора. Они приближались с сексуальными целями к другим самцам,молодняку и самкам, у которых не было в это время течки. Эти самцы представляли собой подчиненную группу, их часто атаковали более доминирующие самцы,но "пансексуалы" никогда не дрались за доминирование.

4. Репродуктивные аномалии. У крыс имеется естественный инстинкт строительства гнезд. В исследовании им были предоставлены неограниченные количества нарезанной полосками бумаги. Самки обычно очень активно занимаются строительством гнезд,когда приближается срок появления на свет крысят.Они собирают подходящий материал и делают из него подстилку.Затем они устраивают гнездо таким образом,чтобы в середине было углубление для крысят. Однако самки в " поведенческой клоаке" постепенно утрачивали свое стремление строить адекватные гнезда.Сначала они теряли способность делать углубление в середине гнезда. Затем, по мере того как проходило время, они собирали все меньше и меньше бумажных полосок и,наконец,стали поизводить на свет крысят прямо на опилках,которыми был покрыт пол в отсеках.

Крысы-матери потеряли также материнсую способность при появлении какой то опасности переносить крысят с одного метса на другое. Они перемещали кого то из крысят и забывали про остальных или же, перенося своих крысят на другое место, бросали их на пол. Обычно такие кысята оказывались покинутыми и погибали. Потом взрослые крысы съедали их.Уровень сметности крысят в скученных отсеках был очень высок,колеблясь от 80 до 90 процентов.

Кроме таких недостатков материнского инстинкта,самки в скученных отсеках в период течки подвергались преследованию больших групп самцов,пока физически уже были не способны избежать встречи с ними. У этих самок были большие осложнения в протекании беременности и в родах. К концу опыта почти половина из них умерла.
Если логически расширить применение этих выводов,их можно отнести к людям,находящихся в условиях перенаселенности. Одним из важных аспектов исследования заключается в том, что они служат началом других исследований, таких как изучение воздействия фактора перенаселенности на человека.

Одним из примеров окружения, в котором может возникнуть эквивалент поведенческой клоаки,можно считать слишком переполненную тюрьму. Было обнаружено, что в переполненных тюрьмах был значительно выше уровень смертности, убийств,самоубийств,заболевемости и дисциплинарных проблем.

Еще одним открытием оказалось то, что фактор толпы ( при перенаселенности) оказывает отрицательное воздействие на способность решать проблемы. И наконец, при большом скоплении людей повышается артериальное давление, а сердце бьется чаще. Кроме этого, другие люди воспринимаются как более враждебно настроенные, а время течет тем медленнее, чем больше вокруг чужих людей.

Многие исследования показали,что люди, которые росли в городских условиях при высокой плотности населения, имеют повышенный риск развития у них шизофрении и биполярного расстройства ( маниакально- депрессивный психоз). Однако значение здесь имеет не чрезмерная плотность населения где то рядом, по соседству, а скорее речь может идти о плотности населения в отдельно взятых домах(много людей занимают малое пространство), и именно это обстоятельство может быть причиной,что у таких людей в последующей жизни чаще случаются душевные заболевания. Живущие в неблагоприятных условиях скученности при вынужденном взаимодействии подвергаются воздействию множества инфекций, и последствия этого могут привести к нарушениям психики.

Женщины, живущие в домах, где проживает только одна семья,имеют значительно более высокий уровень воспризведения потомства, и при этом дети у нее более желанные,чем это имеет место у женщин,живущих в домах,где обитает много семей. И это не зависит от основных социальных,экономических и демографических различий этих семей. В городах всего мира,где дома для одной семьи были уничтожены и их заменили здания, где проживает много разных семей и существует большая плотность населения,это скученность будет способствовать активации биологических сил, сокращающих рождаемость, и следовательно,через несколько поколений мы увидим негативные последствия этой перенаселенности.
Calhoun J.B. (1962)

Источник (ст.330)

зацепило

Previous post Next post
Up