«ОБИТЕЛЬ» (ЗАХАР ПРИЛЕПИН)

Sep 17, 2014 01:32


На днях побывал в книжном магазине. Поразился - книга, оказывается, толстенная. А прочёл и совсем не почувствовал объёма, словно куском проглотил. Со всей мерзостью, дикостью, ужасами и хрустом человеческих судеб. Прилепин в лагере не сидел и поэтому некоторые, насколько мне известно, книгой брезгуют. По-моему, напрасно. Дело же не в описании кошмаров лагерной жизни. Удивительно, что к этому со временем формируется предложенное автором же отношение: «Каждый день кто-то умирает! И это - быт Соловецкого лагеря. Не трагедия, не драма, не Софокл, не Еврипид - а быт. Обыденность!». «Картошка с треской весит больше, чем совесть, а клопы наглядней ада».

Так он ведь не для того писал, чтобы в очередной раз рассказать, в каких изощренных муках может подохнуть человек. Не умереть, а именно подохнуть. Это же глупость. Соловецкий лагерь - скорее некий антураж, притом колоритный. Лагерь-то находился на территории Соловецкого монастыря. Там из-под извёстки заключенные лики святых выцарапывали и молились им, даже неверующие. И всё духовенство там же. На месте алтаря - параша. «Это не лаборатория. И не ад. Это цирк в аду. Фантасмагория». Читаешь всё это и то и дело ловишь себя на мысли, что так оно и есть. Представьте, у них там театры и Афинские ночи - напрочь забываешь, что все эти интеллигентные люди не во фраках, а в робах. А их разговоры - это дух времени, лучшие традиции классической литературы с темой «русского мужика» и прочими прелестями. Если будите читать, обязательно обратите внимание на рассуждения Мезерницкого о русском мужике, Толстове, Чехове! Это потрясающе!


«Обитель» книга глубочайшая, если не сказать титаническая. Столько неоднозначных характеров! И как удивительны и почти всегда неожиданны их перверсии. И вдруг посреди этого тугого клубка судеб возникает женщина - Галина. Я долго не мог понять - зачем? Ну не для романтической же темы? А потом меня шарахнуло - да это же метафора. Блестящая метафора! И в ней воплощена сама суть взаимоотношений русского человека с Родиной: «Сука какая, - подумал Артём с неизъяснимой нежностью».  Галя - это русская Родина! Во всех её проявлениях! Меня это потрясло. Глаза будто бы обратились в зубы, и я впился ими в текст с такой жадностью, словно после затяжной голодовки. В такие моменты всегда ощущаю острую нехватку ума и общей начитанности. Просто бешусь от этого. Уверен, что людям эрудированным и подкованным в историческом плане эта книга доставит ещё большее удовольствие, чем мне.

«Истина - то, что помнится». Роман не закончился, он оборвался. Оборвалось сначала повествование, а потом фактический архивный материал в виде дневников самой Галины. «Все дневники и воспоминания - куда большее вранье, чем любой роман. В романе писатель думает, что он спрятался, и открывается в одном из героев, или в двух героях, или в трёх героях весь целиком, со всей подлостью. А в дневнике, который всегда пишется в расчёте на то, что его прочтут, пишущий (любой человек, я, например) кривляется, изображает из себя. Судить по дневникам - глупо». И поэтому «Обитель» осталась для меня неразгаданной до конца задачкой, недорасшифрованным посланием, в чём я так же нахожу определённую прелесть.  
Непростая книга. К прочтению обязательно.

читать, чтение, впечатления, СССР, книги, проза, обязательно к прочтению, Советский союз, литература

Previous post Next post
Up